Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Среда, 17 Января, 2018 г. КОНСТИТУЦИЯ КР (ИЗВЛЕЧЕНИЕ) ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права
 
 КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(извлечение)
     (Принята на двенадцатой сессии Верховного Совета
     Республики Кыргызстан двенадцатого созыва 5 мая 1993 года,
     изменена и дополнена Законами Кыргызской Республики
     от 16 февраля 1996 года N 1, от 21 октября 1998 года N 134)
     (Введена в действие Законом Кыргызской Республики 
     от 5 мая 1993 года N 1186-XII)

Глава первая
Граждане

Раздел второй
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА

     Статья 16
     1. В Кыргызской Республике признаются и гарантируются основные права и свободы человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, межгосударственными договорами и соглашениями по вопросам прав человека, ратифицированными Кыргызской Республикой.
     2. Каждый в Кыргызской Республике имеет право:
     - на свободное выражение и распространение мысли, идей и мнений, на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, свободу печати, передачи и распространения информации;
     - на свободу и тайну переписки;
     - на честь, свободу частной жизни, личную и семейную тайну;
     - на тайну почтовых, телеграфных, телефонных сообщений;
     Перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека.

Раздел третий
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА

     Статья 36
     1. Культура, искусство, литература, наука и средства массовой информации свободны.
     2. Государство охраняет исторические памятники, заботится и создает необходимые условия для развития литературы, искусства, науки, средств массовой информации и спорта.
     3. Граждане имеют право на доступ к ценностям культуры, на занятия искусством и наукой.

Глава четвертая
Жогорку Кенеш

Раздел второй
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Статья 65
     7. Не допускается принятие законов, ограничивающих свободу слова и печати.
     (В редакции Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики» от 21 октября 1998 года № 134, принятого референдумом (всенародным голосованием) 17 октября 1998 года).

Комментарий
к извлечению из Конституции Кыргызской Республики

     1. Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республики» от 21 октября 1998 года №134, принятого референдумом (всенародным голосованием) 17 октября 1998 года, статья 65 Конституции Кыргызской Республики была дополнена пунктом 8 в следующей редакции: «Не допускается принятие законов, ограничивающих свободу слова и печати».
     Свобода слова – это признак демократического режима, который заинтересован в равном участии всех членов общества в решении государственных и общественных дел. До принятия вышеуказанной поправки к Конституции Кыргызской Республики термин «свобода слова» в основном законе страны не применялся. Свобода слова подразумевалась конституционной нормой, что каждый в Кыргызской Республике имеет право на свободное выражение и распространение мыслей, идей и мнений (статья 16 Конституции Кыргызской Республики). По правилам юридической техники в нормативных правовых актах целесообразно применять единообразную юридическую терминологию.
     Поправка к Конституции Кыргызской Республики о недопущении принятия законов, ограничивающих свободу слова и печати, относится не только к законодательным, но также и подзаконным актам. Однако это положение не всегда учитывается правотворческими органами, принимающими подзаконные акты.
     2. Право каждого на информацию является нормой международного права и одним из общепризнанных прав человека и гражданина. Право на информацию есть сложносоставное право, которое содержит в себе целую группу прав: право искать, право получать, право производить, право передавать и право распространять информацию. Только совокупность вышеперечисленных прав составляет содержание права каждого на информацию.
     В действующей редакции части 2 статьи 16 Конституции Кыргызской Республики предусмотрено, что каждый в Кыргызской Республике имеет право на свободу передачи и распространения информации. В этой норме Конституции Кыргызской Республики упущены первоначальные права на информацию, такие как право на поиск, получение и производство информации.
     Таким образом, в настоящее время в Кыргызской Республике права человека и гражданина на поиск, получение и производство информации не являются их конституционными правами. И сегодня граждане Кыргызской Республики не могут обратиться в Конституционный суд Кыргызской Республики за защитой своих прав на поиск, получение и производство информации. Согласно пункту 8 статьи 11 Закона Кыргызской Республики «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» от 8 декабря 1993 года Конституционному суду Кыргызской Республики подведомственны дела о принятии решения о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей только конституционные права граждан.
     Свобода информации коренной вопрос демократии. От информированности общества и каждого человека зависит экономический и культурный прогресс в Кыргызской Республике. Потребность в конституционном закреплении (т.е. внесении соответствующей поправки в Конституцию Кыргызской Республики) права на поиск, получение и производство информации является реальной необходимостью, продиктованной существующими социально-экономическими условиями общественной жизни Кыргызстана.
     Право на свободу слова не может быть безгранично. Международная практика в интересах сохранения мира, безопасности, морали, культуры, интересов всех участников социального общения выработала особые ограничения в пользовании правом на информацию. Подобные ограничения предусмотрены пунктом 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьей 29 Всеобщей декларации прав человека, а также другими международными документами. В соответствии с нормами международного права и в целях недопущения злоупотреблений свободой информации в Конституции Кыргызской Республики целесообразно отметить, что реализовать права на информацию можно только законными способами и средствами.
     3. Согласно статьи 16 Конституции Кыргызской Республики каждый в Кыргызской Республике имеет право на честь, свободу частной жизни, личную и семейную тайну, на свободу и тайну переписки, на тайну почтовых, телеграфных, телефонных сообщений. Все это является правом на частную жизнь. Право на частную жизнь является непременным элементом личной свободы и достоинства человека. Законодательством предусмотрены различные формы ответственности за необоснованное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, почтовых, телеграфных, телефонных сообщений, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики. Злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и противоправный характер. Но при этом следует исходить из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противоправных действий гражданина должно происходить на основе закона при наличии веских и определенных законом оснований для обвинения данного лица в преступных действиях, то есть при возбуждении уголовного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.
     4. Свобода средств массовой информации есть условие существования независимой «четвертой власти» в государстве. В статье 36 Конституции Кыргызской Республики говорится, что средства массовой информации свободны и что государство создает необходимые условия для развития средств массовой информации. Эти конституционные нормы фактически не являются нормами прямого действия, и они в какой-то степени декларативны. Это объясняется тем, что в самой Конституции и в других законодательных актах Кыргызской Республики не заложен механизм реализации этих конституционных норм.
     5. Цензура средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений может выражаться в форме требования к органам СМИ предварительно согласовывать сообщения и материалы, где они не являются авторами или интервьюируемыми, а также в форме наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
     В Конституции Кыргызской Республики упущена норма, касающаяся вопроса цензуры СМИ. Только в статье 1 Закона Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» и в статье 4 Закона Кыргызской Республики «О защите профессиональной деятельности журналиста» предусматривается, что в Кыргызской Республике цензура в сфере средств массовой информации не допускается. Категория «не допускается» юридически значительно слабее категории «запрещается». По отношению к вопросу цензуры СМИ по букве закона вышло так, что СМИ оказались в двойном проигрышном положении. Во-первых, в основном законе страны вообще отсутствует норма, касающаяся вопроса цензуры СМИ, во-вторых, в обычных законах страны относительно вопроса цензуры СМИ используется слабая юридическая категория «не допускается».

[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg