Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Суббота, 20 Января, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Март 2010 г.


 

Мониторинг нарушений свободы слова в Кыргызстане в марте 2010 года.

 

В марте мониторинг зафиксировал 47 сообщений. Из них 27 определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 20 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов.

 

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

 

1. Действия и заявления высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

 

Март, 12

Радио «Азаттык» (Свобода), КР

К 12 марта без указания причин был снят с эфира вечерний выпуск радио «Азаттык» по каналам «Алмаз-Нарын», сообщается на официальном сайте радио. Как отмечает источник, на руководство канала было оказано давление со стороны властных структур. Ранее по этой же причине были сняты с эфира выпуски «Азаттык» по каналам «Мост» (Талас), «Роял» (Кызыл-Кия), «ОК» (Бишкек), расторг соглашение о сотрудничестве с «Азаттык» и телеканал «Эхо Манаса». Ответственный сотрудник агентства связи КР Улан Асаналиев отказался давать какую-либо информацию по этому поводу.

Партия «Ата Мекен» обвинила власти в сокрытии правды. Столь откровенная цензура появилась в Кыргызстане после скандала, в центре которого оказался финансовый советник кыргызского правительства Евгений Гуревич.

Отметим, что давление на местные радио, ретранслирующие «Азаттык», происходило на фоне блокировок сайтов «Фергана.ru», «Cenrtasia.ru», «Белый парус», личных блогов известных политэмигрантов, таких как Б.Бешимов, Э.Байсалов для кыргызских интернет-пользователей.

На просьбу «Азаттык» прокомментировать складывающуюся ситуацию, чиновник в Белом Доме посоветовал письменно обратиться и указать в нем суть проблемы.

 

Март, 11

Г.Дербишева, депутат Жогорку Кенеша (парламента) КР от фракции «Ак-Жол», г. Бишкек

Депутат Жогорку Кенеша (парламента) от фракции «Ак Жол» Гульнара Дербишева просит правительство обеспечить государственные телеканалы сурдопереводом и субтитрами, предусмотрев для этого средства в бюджете, сообщает ИА «АКИpress». С такой просьбой парламентарий обратилась к представителям правительства, выступая 11 марта на заседании парламента.

По ее словам, в Кыргызстане более 5 тыс. глухих людей, которые согласно Конституции также имеют право на информацию, а государство обязано обеспечить каждому возможность доступа к информации.

В настоящий момент, как сказала депутат, ни один частный или государственный телевизионный канал не обеспечен субтитрами или сурдопереводом.

 

Март, 15

Секретариат Президента КР, г. Бишкек

Секретариат Президента КР проведет расследование фактов приостановления вещания радио «Азаттык» в регионах по частным частотам, сообщает радио «Азаттык». Об этом во время встречи с руководителем бюро «Азаттык» в Бишкеке Кубатом Оторбаевым обещал замруководителя президентского секретариата Максим Каганер. Он заявил о том, что никой команды из «белого дома» о запрете передач «Азаттык» не было и не могло быть.

Напомним, что с 10 марта перестали выходит в эфир «Эхо Манаса» телевыпуски «Ынгайсыз суроолор» («Неудобные вопросы»), а с 12 марта – передачи «Азаттык» по каналам частных радиокомпаний «ОК», «Роял», «Мост», «Алмаз-Нарын».

 

Март, 15

Д.Усенов, Премьер-министр КР, г. Бишкек

Премьер-министр Кыргызстана Данияр Усенов не знал о том, что передачи «Азаттык» не транслируются на большей части Кыргызстана. Об этом он признался 15 марта на пресс-конференции в Бишкеке, отвечая на вопрос корреспондента «Азаттык». Премьер-министр обещал разобраться в этом вопросе, если руководство «Азаттык» обратится к нему с письмом.

Напомним, что с 10 марта не выходят в эфир передачи «Азаттык» по каналам радиостанций «ОК», «Роял», «Мост», «Алмаз-Нарын». Партнеры объясняют отказ выпускать в эфир продукцию «Азаттык» давлением на них со стороны власти.

 

Март, 19

М.Эшимканов, глава наблюдательного совета Фонда развития Кыргызстана, г.Бишкек

Глава наблюдательного совета Фонда развития Кыргызстана Мелис Эшимканов заметил, что пресса в погоне за сенсацией часто пренебрегает достоверной информацией и довольствуется слухами, сообщает ИА «24.kg». Об этом он заявил 15 марта на пресс-конференции ЗАО «Фонд развития КР», комментируя статьи в местной прессе, касающиеся скандала с Евгением Гуревичем и «MGN Group».

«В прошлом году бывший телохранитель Алмазбека Атамбаева был приговорен за убийство полковника Алиева к пожизненному сроку. Давайте обвиним в этом А.Атамбаева. Ишенбая Кадырбекова, экс-главу Госстроя, осужденного за расхищение государственного имущества, защищал Омурбек Текебаев. Давайте и его обвинять. Приводя эти примеры, я хочу сказать, что существует такое понятие, как презумпция невиновности. И ее еще никто не отменял», - резюмировал М.Эшимканов.

 

Март, 26

Секретариата Президента КР, радио «Алмаз-Нарын», г. Нарын

25 марта 2010 года руководитель Службы взаимодействия Секретариата Президента КР Илим Карыпбеков обратился с письмом к руководству радио «Алмаз-Нарын». В письме И. Карыпбеков попросил объяснить причину прекращения трансляции передачи радио «Азаттык», несмотря на существующее двухстороннее соглашение. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» сообщила руководитель радиостанции «Алмаз-Нарын» Жаркын Ибраева.

По словам Ж.Ибраевой, в ответном письме она изложила все причины прекращения трансляции передачи «Азаттык». Главной причиной прекращения трансляции «Азаттык» и расторжения договора в одностороннем порядке, по ее словам, послужил телефонный звонок представителя Национального агентства связи, который потребовал прекратить вещание. В противном случае, по его словам, могли быть проблемы с продлением лицензии на частоту. Кроме того, как сообщила Ж.Ибраева, 19 марта к ней поступили телефонные звонки с угрозами и требованиями, чтобы в качестве причин прекращения ретрансляции передач радио «Азаттык» они ссылались на технические неполадки. «Но мы отказались», - говорит Ж.Ибраева.

Добавим, что двухлетний срок лицензии радиостанции «Алмаз-Нарын» закончился в ноябре 2009 года. Несмотря на то что, все соответствующие документы руководством радио были поданы во время, срок лицензии до сих пор не продлен.

 

 

2. Действия высших должностных лиц местных органов власти и управления

 

Март, 04

Газета «Ак-Жол», Баткенская обл.

Принудительная подписка на газету «Ак-Жол» (печатный орган одноименной партии власти) вызывает недовольства среди учителей Баткенской области. Об этом сообщает региональный корреспондент ОО «Журналисты».

По словам учительницы одной из баткенских школ Б.И., не пожелавшей назвать свое имя из-за боязни преследования на работе, руководители заставляют педагогов подписываться на газету «Ак-Жол» в принудительном порядке. «Газета не содержит никакой информации для учителей, там пишут только о политике. Зачем нам эта газета?», - вопрошает учительница.

 

Март, 16

Газета «Достук», Ошская обл.

Государственная администрация Араванского района Ошской области обещала в этом году предоставить дотацию кыргызскоязычной газете «Достук» («Дружба»).

Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 16 марта 2010 года сообщил главный редактор этого издания Тажимамат Исмаилов.

«В газете «Достук» я работаю совсем недавно и пока от наших учредителей мы не получали финансирования, - сказал он. – Нам обещали в 2010 году оказать поддержку. А пока приходится выживать самостоятельно, имеются трудности с кадрами».

По словам Т.Исмаилова, в редакции газеты работают всего три сотрудника: главный редактор, оператор-верстальщик и бухгалтер. Их средняя зарплата составляет всего 2500 сомов ($ 56).

«Тираж нашей газеты 1029 экземпляров, основная часть распространяется по подписке, - сообщил он. – Есть немного рекламы, но это не покрывает технических затрат. В редакции всего один компьютер и один фотоаппарат, диктофонов у нас нет».

Главный редактор выразил надежду, что учредители газеты в этом году окажут материальную поддержку районному изданию.

 

Март, 17

Радио «Алмаз-Юг», «Азаттык», г. Ош

В Оше руководству местной радиостанции «Алмаз» предписали снять с эфира передачи кыргызской службы радиостанции «Свобода» («Азаттык»). Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 17 марта сообщил генеральный директор «Радио-Алмаз» при ОсОО «Алмаз-Юг» Сергей Рахматуллин.

«Сегодня утром с 7:00 до 8:00 программы «Азаттык» транслировались в эфире, а в вечернее время с 22:00 до 23:00 часов этого уже не будет, - сказал он. – Меня вызвали в ошский филиал Государственного агентства связи (ГАС) при правительстве КР и в устной форме указали мне снять с эфира передачи радио «Азаттык».

По словам, С.Рахматуллина, местные связисты не объяснили причин запрета и не показали при этом никаких документов, где говорилось бы о запрете ретрансляции программ этой радиостанции.

Передачи радио «Азаттык» транслировались в Оше 2 часа в сутки через местную радиостанцию «Алмаз» на FM 102. При этом они были не информационными, а посвящались вопросам культуры и социальным проблемам.

 

 

3. Оценки имеющихся проблем, а также фактического положения СМИ и свободы слова

 

Март, 10

Рон Марчин, независимый консультант Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), г. Бишкек

Проблема распространения нелицензионной, пиратской продукции через Интернет является очень сложной проблемой не только для Кыргызстана, но и для всего мира, сказал независимый консультант Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Рон Марчин, сообщает ИА «АКИpress».

Экс-глава патентного ведомства Англии Р.Марчин отвечая на вопросы о «Торрент-сервисах» сказал, что на данный момент в парламенте Великобритании разрабатываются законопроекты, регулирующие деятельность в Интернете. В законопроекте также предусмотрены вопросы, касающиеся распространения контрафактной продукции.

А.Марчин рассказал, что на данный момент в Англии, в случае обнаружения источника распространения пиратской продукции, правообладатель или ведомство обращается к провайдеру Интернет-услуг, с которого идет раздача. Нарушитель далее может быть уведомлен, что с его компьютера идет распространение «чего-то непонятного», нелицензионного.

В случае, если распространение не прекратилось, то может быть выдана санкция на сужение канала скорости или даже отключения Интернета. Кроме этого, к распространителю пиратской продукции может быть даже применена уголовная ответственность, сказал он.

 

Март, 11

Бабырбек Джеенбеков, главный редактор газеты «Ачык саясат», «Назар», г. Бишкек

«Привлечение СМИ к суду является покушением на свободу слова, потому что любое СМИ призвано обеспечивать потребность людей в получении той или иной информации», - сказал 11 марта в интервью Бишкекскому пресс-клубу (ВРС) Бабырбек Джеенбеков, главный редактор газеты «Ачык Саясат», «Назар».

«Естественно, что СМИ или конкретный журналист должны отвечать, когда они распространяют заведомо ложную информацию. Однако бывают случаи, когда у СМИ нет возможности проверить информацию и он надеется на «авось», но здесь вина не только главного редактора. Я далек от мысли, чтобы в таких случаях оправдывать журналистов, но мы должны исходить из того что сегодня очень сложно получить информацию из первых рук, я имею в виду из государственных источников. Несмотря на существующие законы о доступе к информации, чиновники либо неохотно дают какие-либо данные, либо отказывают в комментариях вообще. В таких случаях журналистам сложно опираться на достоверные источники, и они вынуждены добывать данные другими способами», - сказал Б.Джеенбеков.

Кроме того, журналист отметил, что также зачастую на СМИ подают такие иски, которые СМИ не в состоянии оплатить. «Когда в 2008 году на “Алиби” подали иск в размере 1 миллиона сомов, который суд удовлетворил, наша газета вообще не приносила прибыль. Тем не менее, мы смогли занять необходимую сумму и выплатить иск. Но сколько газет из-за того, что были не в состоянии выплачивать огромные суммы, были вынуждены закрыться?», - сказал Б.Джеенбеков.

Касаясь вопроса малочисленности медиа юристов, Б.Джеенбеков отметил, что «Во-первых, практически ни одно кыргызстанское СМИ не в состоянии выплатить нормальное вознаграждение адвокату. Во-вторых, я еще не сталкивался с тем, чтобы к моральной или материальной ответственности привлекали правительственные издания. Если к ответственности привлекают независимое издание, то юрист заранее знает, что он проиграет данный судебный процесс. А проигрывать никто не хочет. В целом сегодня можно говорить о том, что от грамотности и опыта юриста мало что зависит…».

 

Март, 12

Коалиция «За демократию и гражданское общество», г. Бишкек

Коалиция «За демократию и гражданское общество» выразила озабоченности скоординированной атакой на свободу слова и права на информацию, предпринятой за последние дни в Кыргызстане. Об этом говорится в распространенном 12 марта коалицией заявлении.

В заявлении отмечается, что с 10 марта у большинства кыргызстанских пользователей Интернет нет доступа к таким новостным сайтам, как «Фергана.ру», «Белый Парус», «Центразия.ру». «Если раньше отсутствие доступа к блог-ресурсам, в частности к Живому Журналу (Livejournal.com) объяснялось актами цензуры соседних стран, то на этот раз нет никаких сомнений в том, что доступ к информационным ресурсам перекрыт с ведома и по указанию властей Кыргызстана», говорится в заявлении.

Коалиция также отмечает замалчивание некоторыми ведущими государственными СМИ и телевидением, а также онлайн-агентствами Кыргызстана начатого в Италии уголовного расследования против ведущего финансового советника руководства страны Гуревича, митингов в Алае и Нарыне. «Те же СМИ и сайты, которые сообщают об этом, блокируются уже несколько дней», - подчеркивается в заявлении коалиции.

Коалиция считает, что единственным объяснением давлении, оказываемом определенными силами в государственной власти на СМИ является воспрепятствование получению гражданами полной и сбалансированной информации обо всем, что происходит в стране. Она также обращает особое внимание властей на то обстоятельство, что атака на свободу слова проводится накануне инициированного К.Бакиевым «Курултая Согласия», которое по идее должно было привести к консолидации граждан республики. 

 

Март, 16

Кыргызские интернет-пользователи, КР

«Фергана.Ру» ссылаясь на мнение читателей Кыргызстана, сообщает, что причиной негласной блокировки критически настроенных веб-изданий в республике с 10 марта могли стать сведения о предполагаемой причастности партнера высшего киргизского руководства Е.Гуревича к организованной преступности, а также нежелательные для официального Бишкека новости о массовом антиправительственном митинге в Нарыне. Эксперты «Ферганы.Ру» также предполагают, что указанные веб-издания закрыты именно из-за этих новостей, поскольку ни о митинге, ни о Е.Гуревиче в СМИ Кыргызстана не сказано сегодня ни слова.

Отметим, что с 10 марта ведущие провайдеры Интернет-доступа в Кыргызстане заблокировали сразу несколько независимых новостных веб-сайтов. Среди них – региональный информационный портал «Фергана.Ру», «Азаттык» (веб-сайт кыргызской службы Радио «Свобода»), «Центразия.Ру», Блог Эдиля Байсалова, веб-издание «Белый парус».

«Как следует из многолетнего опыта мониторинга Интернет-цензуры, провайдеры услуг доступа в Сеть практически никогда не принимают решение о блокировке того или иного ресурса самостоятельно. В силу специфики своей работы они вынуждены тесно общаться со спецслужами, которые и дают им беспрекословные указания о цензуре», отмечает «Фергана.Ру».

Фильтрация неугодного контента Интернета не применялась в Кыргызстане со времен «тюльпановой революции» марта 2005 года, когда спецслужбы активно глушили оппозиционные веб-сайты, выступающие против политики первого президента республики – Аскара Акаева.

Тем не менее, сообщает «Фергана.Ру», практически все опрошенные веб-пользователи из Кыргызстана успешно применяют для борьбы с цензурой известные программные ухищрения. «Любой более или менее продвинутый юзер без труда обходит блокировки, надо только голову приложить», - говорит М. - молодой программист из Бишкека, частый посетитель «запрещенных» веб-ресурсов.

 

Март, 17

Посольство Российской Федерации в Кыргызской Республике, г. Бишкек

В Посольство Российской Федерации в Кыргызской Республике в последнее время поступает значительное число обращений граждан России и Кыргызстана, в которых сообщается о проблемах с доступом на ряд российских Интернет – сайтов в связи с тем, что они блокируются на территории Кыргызской Республики, сообщает «parus.kg».

Посольство России проинформировало о своей озабоченности кыргызскую сторону и рассчитывает на принятие необходимых мер для скорейшей нормализации ситуации.

 

Март, 17

Турсунбек Акун, Омбудсмен КР, г. Бишкек

Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызстана Турсунбек Акун выступил с заявлением по поводу отказа некоторыми теле- и радиоканалами Кыргызстана трансляции передачи радио «Азаттык», сообщает ИА «Замандаш-Пресс».

В заявлении в частности говорится: «Выражаю свою глубокую обеспокоенность по поводу приостановления вещания популярной информационной радиостанции кыргызской службы «Азаттык». Кыргызская служба радио «Азаттык» пользуется большой популярностью среди населения Кыргызстана, его слушают жители самых отдаленных мест страны. Данный факт нарушает права больше 2 миллионов слушателей Кыргызстана на получение информации».

Т.Акун отмечает, что это не первый случай, когда приостанавливается трансляция передачи кыргызской службы радио «Азаттык», которое стало для кыргызстанцев элементом демократии.

«Запрет выхода в эфир программы «Азаттык» порождает немалый негативный резонанс со стороны общественности. Поэтому я, как Омбудсмен страны, еще раз выражаю свою озабоченность фактом приостановления передачи радио «Азаттык». Особенно сейчас, вместо того, чтобы поддержать население, которому и без того тяжело, наоборот неоправданно приостанавливает вещание радиостанции «Азаттык». Такое явление может усугубить и социальное напряжение в обществе», - говорится в заявлении Т.Акуна.

 

Март, 17

«Freedom House», г. Бишкек

Неправительственная организация «Freedom House» выпустила заявление, в котором призвала правительство Кыргызстана ослабить контроль над СМИ, cообщает ИА «Фергана.Ру». «Решение кыргызских властей заблокировать вещание и интернет-сайты новостных ресурсов, которые финансируются американским правительством, вызывает растущую обеспокоенность состоянием свободы слова в Кыргызстане», - говорится в заявлении.

В заявлении отмечается, что из стран «частично свободных» (по классификации, допущенной в ежегодных отчетах Freedom House о соблюдении политических прав и гражданских свобод) Кыргызстан переместился в страны «несвободные».

«Кыргызстан когда-то задал стандарт толерантности, свободы выражения мнений и демократического процесса для всего региона Центральной Азии, - сказала Дженнифер Виндзор, исполнительный директор «Фридом Хаус». – Мы призываем киргизское правительство вновь подтвердить свою приверженность этим стандартам и открыть своим гражданам свободный доступ к информации, на который они имеют право».

 

Март, 18

Эмиль Асанов, автор и координатор проекта комплекса ПО «Тамга-КИТ», г. Бишкек

Государство не проявляет интереса для развития кыргызского языка в сфере высоких технологий и программного обеспечения (ПО), не оказывает никакой поддержки для разработки программ на кыргызском языке, заявил автор и координатор проекта комплекса ПО «Тамга-КИТ» Эмиль Асанов, сообщает ИА «АКИpress».

Выступая 18 марта на пресс-конференции в КНИА «Кабар», он сообщил, что очень много сотрудников государственных ведомств, в том числе отдел переводов Дома правительства, используют программы «Тамга-КИТ», но за 15-летную историю существования проекта со стороны государства не было выделено «ни тыйина», более того, в госучреждениях используются пиратские версии продукта.

Несмотря на эти сложности, как сказал Э.Асанов, разработчикам ПО и участникам проекта удалось достичь больших успехов в сфере компьютерной лингвистики кыргызского языка, и к разработчикам поступают обращения из тюркоязычных стран оказать помощь в решении схожих лингвистических проблем с сфере информационных технологий.

Один из программистов проекта, разработчик электронной версии всех словарей К.Юдахина Николай Сучеленков выразил мнение, что в Кыргызстане необходимо усиливать защиту авторских прав и в первую очередь отечественных авторов и разработчиков ПО. Только в этом случае возможно развитие рынка местного ПО и появление программ на кыргызском языке.

 

Март, 20

СМИ Ошской и Таласской областей

В Оше и Таласе проблемы с доступом к информации идентичны. Об этом было сказано во время видеодиалога между активистами городов Ош и Талас, организованном 19 марта при содействии «Коалиции за демократию и гражданское общество», сообщает КНИА «Кабар».

В мероприятии, где обсуждались вопросы доступа к информации в регионах, приняли участие представители гражданского общества, правозащитники, НПО и СМИ.

«Мы проводили исследование на региональном уровне, результаты которого в виде рекомендаций направили в Правительство страны, - сказал руководитель АНПО «Эдвокаси центр по правам человека» Жениш Тороев. – В ходе опроса 73 процента от общего числа респондентов заявили, что имеются препятствия в получении информации из государственных органов».

По словам заместителя руководителя ОФ «Южный вектор» Светланы Гафаровой, власти всегда заинтересованы в утаивании определенной информации от журналистов.

«В тоже время представители СМИ должны хорошо знать законодательство и отстаивать свое право на получение информации перед чиновниками», - сказала она.

Адвокат Назгуль Суйунбаева считает, что правозащитники имеют возможность получать больше информации, нежели журналисты.

«Нам могут ограничивать информацию, если она имеет статус государственной, военной или коммерческой тайны, - сообщила она. – А что касается обычных граждан, когда они обращаются и если им отказывают, на этом процесс получения информации останавливается, а хотя нужно предпринимать дальнейшие усилия».

Участники видеодиалога акцентировали внимание на лоббировании законов, которые могли бы ускорить получение информации из государственных органов.

 

Март, 25

Акмат Алагушев, Медиа представитель КР, г.Бишкек

В Кыргызстане на данный момент возникают сложности при регистрации нового издания СМИ общественно-политического направления, сообщил Медиа Представитель в КР Акмат Алагушев.

По сообщению ИА «АКИpress», по словам Медиа Представителя, в ОФ «Институт Медиа Полиси» часто поступают обращения о том, что возникают сложности при регистрации СМИ в органах юстиции. В 2009 году в Министерстве юстиции было зарегистрировано около 60 новых СМИ, большая часть из которых правительственные бюллетени, издания коммерческого характера и т.д., и только 4 из них общественно-политического направления.

 

 

4. Действия журналистов и других граждан по защите профессиональных прав журналистов и демократических принципов свободы слова

 

Март, 13

Медиа организации КР, г. Бишкек

Медиа организации Кыргызстана выражают глубокую озабоченность фактами ограничения доступа к ряду интернет-сайтов, а также приостановления вещания популярной информационной радиостанции «Азаттык» во многих регионах страны.

Передачи радио «Азаттык» сначала сняли с эфира Национальной телерадиокорпорации, а затем других региональных радио и телестанций. «И тот факт, что одновременно несколько теле- и радиокомпаний, таких, как «Эхо Манаса» (Бишкек), «ОК» (Бишкек), «Роял» (Кызыл-Кия), «Мост» (Талас) и «Алмаз-Нарын» (Нарын), приняли решение прекратить ретрансляцию программ радио «Азаттык», вызывает подозрение в том, что мы наблюдаем скоординированную попытку лишить граждан страны информации о важнейших событиях и процессах, которые происходят в эти дни в нашей стране», говорится в совместном заявлении, подписанном 12 медиа организациями республики. По их мнению, в пользу этих выводов говорит тот факт, что руководители названных теле- и радиокомпаний отказываются комментировать сложившуюся ситуацию.

Кроме этого, с 10 марта стали недоступны Интернет-сайты «Фергана.Ру», «Центразия.Ру», «Белый парус», портал радиостанции «Азаттык», заблокирован доступ к LiveJournal. Эти сайты не открываются как минимум у клиентов провайдеров «Кыргызтелеком», «Мегалайн», «Акнет» и «Prohost».

Как заявляют медиа организации, общественный резонанс, вызванный ограничением доступа к интернет-сайтам и приостановлением вещания радио «Азаттык», свидетельствует о том, что граждане страны видят в происходящем, в первую очередь, политические мотивы, а не какие-то другие финансовые, технические или правовые факторы, вне зависимости от реальной значимости последних.

«Мы призываем всех, от кого это зависит, оказать содействие в возобновлении вещания радио «Азаттык» и восстановлении доступа к перечисленным интернет-сайтам», - заявляют медиа организации.

 

Март, 15

Радио «Азаттык», г.Бишкек

Перед офисом ОБСЕ в Бишкеке ряд политических партий, неправительственных организаций 15 марта провели пикет с требованием остановить давление на радио «Азаттык», сообщается на сайте радио. Здесь собралось около 200 человек. Они вышли с лозунгами: «Руки прочь от «Азаттык!», «Свободу «Азаттык»!».

Среди пикетчиков были глава парламентской фракции СДПК Роза Отунбаева, лидеры партий «Ата Мекен» О.Текебаев, «Ак Шумкар» Т.Сариев, правозащитники Азиза Абдрасулова, глава коалиции «За демократию и гражданское общество» Д.Ошурахунова, руководитель некоммерческой организации Т.Уметалиева, руководитель комитета защиты от политических преследований Т.Тургуналиев, а также руководители бишкекских медиа организаций

К ним вышел замглавы миссии ОБСЕ в Бишкеке Лилиан Дарий. Обращаясь к собравшимся, он заявил, что миссия отслеживает происходящее вокруг «Азаттык» события последних дней, надеется, что власти и руководству «Азаттык» удастся найти решение проблемы, и что «Азаттык» является элементом демократии в Кыргызстане.

Напомним, что с 10 марта этого года перестали выходить в эфир передачи «Азаттык» в большинстве регионов Кыргызстана. Партнеры объясняют срыв соглашения давлением на них сверху.

 

Март, 16

ОФ «Институт Медиа Полиси», г. Бишкек

16 марта, ОФ «Институт Медиа Полиси» обратился в Национальную телерадиовещательную корпорацию (НТРК) с просьбой разъяснить ситуацию вокруг трансляции вечернего выпуска новостей британской радиостанции «BBC» от 15 марта, сообщает Бишкекский пресс-клубу. Асель Мамбетова, заместитель генерального директора, курирующая вопросы радио, подтвердила, что 15 марта трансляция программы «Ранний час» русской службы «ВВС» в 10:00 и повтор вечернего выпуска кыргызской службы «ВВС» в 20:00 на 3 канале радио НТРК («Мин Кыял ФМ») были сорваны по технической причине.

Техническими службами НТРК было установлено, что в 10:00 и 2005 сигнал «ВВС» не был доставлен со спутника на тюнер-ресивер Центральной Аппаратной, откуда осуществляется трансляция. Как отмечается в объяснении канала, спутник, с которого доставляется сигнал программ от «ВВС» НТРК, и корпорация не несет ответственности за доставку сигнала от спутника.

НТРК также заявила, что при ретрансляции программ «всемирной службой ВВС» через спутник пропадание сигналов было зафиксировано не первый раз. В связи с погодными условиями сигнал от спутника часто пропадает и данный вопрос в компетенции «ВВС».

Отметим, что выпуски кыргызской службы «ВВС» на каналах радио НТРК ежедневно выходит 5 раз. Между НТРК и «ВВС» существует подписанный в 2008 году Меморандум, в котором обозначены все условия сотрудничества.

 

Март, 17

Газета «Слово Кыргызстана плюс», г.Бишкек

Редакция газеты «Слово Кыргызстана плюс» («СК плюс») требует от «Азии Инфо» вернуть доменное имя, сообщает КНИА «Кабар». С просьбой оказать содействие в этом в Кыргызпатент обратилась главный редактор «СК плюс» Асель Оторбаева.

Как стало известно, в начале марта доменное имя «sk.kg», которое принадлежало Издательскому дому «Слово Кыргызстана» администрацией «Азия Инфо» было передано частному лицу. В течение последнего времени этот сайт не работал. Прежнее руководство издательского дома объясняет это тем, что старый сайт не отвечал необходимым требованиям и нуждался в реконструкции. Но на днях, когда главный редактор «СК плюс» поставила вопрос о восстановлении сайта, выяснилось, что домен принадлежит частному лицу, и там, где прежде размещались материалы кыргызского государственного СМИ, ныне находится информация для любителей охоты в России.

«Прошу Вас как главу профильного ведомства способствовать возвращению доменного имени газете - правопреемнику ликвидированного издательского дома, поскольку считаю, что как руководство «СК», так и «Азия Инфо» либо не учли этого принципиального государственного вопроса, либо воспользовались ситуацией ликвидации учреждения, передав его в частные руки», - говорится в обращении главного редактора «СК плюс» к директору Кыргызпатента Улану Мелисбеку.

Руководство Кыргызпатента направило в адрес «Азии Инфо» официальное письмо, в котором, в частности отмечается, что «передача доменного имени «sk.kg», являющегося официальным информационным ресурсом государства, противоречит государственной политике Кыргызской Республики в области средств массовой информации».

Комментируя факт передачи доменного имени «sk.kg», директор Кыргызпатента У.Мелисбек подчеркнул, что это не первый случай, когда «Азия Инфо» передает домен новому владельцу без предварительного уведомления, нарушая тем самым принятые во всем мире процедуры.

 

Март, 17

Радио «Азаттык», г. Нарын

17 марта в ходе мирного митинга в городе Нарын, в котором участвовали около 4 тысяч человек, прозвучало требование остановить информационную блокаду. На митинге было отмечено, что народ нуждается в объективном СМИ, как «Азаттык», и митингующие потребовали возобновления его вещания.

Участники митинга также потребовали от власти показывать все происходящие в стране события, включая народные митинги, по каналам НТРК и ЭлТР.

 

Март, 18

ПО «Тамга-КИТ», г.Бишкек

Все компоненты комплекса программного обеспечения (ПО) «Тамга-КИТ» предоставляются в бесплатное пользование для частного и домашнего пользования для всех граждан Кыргызстана, сообщает ИА «АКИpress».

По словам автора и координатора проекта Эмиля Асанова, такое решение разработчики и участники проекта приняли из патриотических чувств и желания развивать кыргызский язык, в том числе и его внедрения в сфере высоких технологий. В то же время Э.Асанов сообщил, что пользование компонентами комплекса ПО «Тамга-КИТ» также свободно для учебных заведений высшего и среднего образования, но не для государственных учреждений.

Государственные учреждения используют продукты проекта, но в основном пиратские и незарегистрированные версии, сказал он.

Компоненты комплекса ПО «Тамга-КИТ» включают в себя электронную публикацию словарей Константина Юдахина, электронный кыргызско-русский разговорник, системы проверки орфографии кыргызского языка и ряд популярного во всем мире ПО для операционных систем Windows и Linux на кыргызском языке такие, как мобильный браузер Mozilla, почтовые программы и т.д.

 

Март, 18

СМИ и судейско-прокурорские работники, г.Талас

18 марта в Таласе прошел круглый стол - тренинг «Повышение потенциала судейско - прокурорских работников по взаимодействию со средствами массовой информации», сообщает КНИА «Кабар».

Участники встречи обсудили вопросы доступа к информации, находящейся в ведении судов, органов прокуратуры. Были рассмотрены и законодательные ограничения в информационной политике государства, а также проблемы прозрачности работы судов и органов прокуратуры, оперативного реагирования средств массовой информации на общественно значимые события.

Тренинг проводили корреспондент радио «ВВС», медиа тренер Толкунбек Турдубаев и медиа эксперт Игорь Шестаков. Участвовали представители судов, органов прокуратуры и журналисты области. По словам следователя Таласской областной прокуратуры Кубанычбека Сабырова, на семинаре обсуждены важные темы, но нужно не останавливаться на простом обсуждении и внедрять сказанное в жизнь, сообщают в Таласском медиа центре.

 

Март, 25

У.Бабакулов, главный редактор газеты «Московский Комсомолец – Кыргызстан», г.Бишкек

Главный редактор газеты «Московский Комсомолец – Кыргызстан» Улугбек Бабакулов намерен подать в суд на Министерство юстиции КР, если министерство в очередной раз откажет ему в регистрации нового издания. Об этом У.Бабакулов сообщил в своем письме, распространенном по электронной рассылке 25 марта.

В качестве соответчика он намерен привлечь руководителя Секретариата Президента КР Оксану Малеванную. «Поскольку Минюст действует по ее непосредственному указанию», - отмечает У.Бабакулов.

Как сообщает журналист, 25 марта закончился очередной (шестой по счету) месячный срок с тех пор, как он подал заявление на регистрацию СМИ в Министерство юстиции КР.

 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

 

1. Убийство журналиста

 

Март, 10

А.Ташиев, Ноокатский район, Ошская область

Судебный приговор, вынесенный судьей Ноокатского районного суда в отношении двух бывших милиционеров, причастных к убийству журналиста Алмаза Ташиева, будет обжалован в вышестоящей инстанции. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 10 марта 2010 года сообщила адвокат потерпевшей стороны Назгуль Суйунбаева.

«Бывшие сотрудники поселкового отделения милиции села Жаны-Базар Ноокатского района Ошской области Шукур Нурматов и Батырбек уулу Нургазы получили достаточно мягкое наказание в виде двух лет условного наказания, - сказала она. – Мы уже подали апелляционную жалобу в Ошский областной суд и надеемся на справедливое решение вышестоящей инстанции».

Один из юристов, присутствовавший 25 февраля 2010 года в заде суда, сообщил на условиях анонимности о том, что на судью Марса Исманова было оказано давление со стороны председателя Ноокатского районного суда.

«Ведь все прекрасно видели, что прокурор Гульнара Эркинбаева просила для милиционеров 16 лет лишения свободы, и вдруг такой резкий поворот поверг всех в шок, - сказал юрист. – По этому поводу даже возмутилась председатель Верховного суда Кыргызстана Жаныл Алиева, которая обещала разобраться в этом деле».

По мнению защиты журналиста суд не учел свидетельские показания и сослался на заключение судебной медэкспертизы, в котором указано, что журналист умер не от избиения, а от менингита.

«В ходе проведения очной ставки между обвиняемыми и очевидцами события преступления были даны исчерпывающие описания произошедшего, которые указывают на отягчающие последствия для жизни Ташиева в момент получения травмы», - сказала Н.Суйунбаева.

Как отметила адвокат, ранее было подробно описано, как наносились удары Ташиеву, указаны моменты потери сознания последним, его падение на землю, сопровождающееся ударом головой об бетон.

 

КОММЕНТАРИЙ

Согласно действующему законодательству, при осуществлении уголовного судопроизводства для установления причины смерти в обязательном порядке требуется назначение судебно-медицинской экспертизы (ст. 200 УПК КР). Как правило, в большинстве случаев, заключение эксперта по уголовным делам о лишении жизни человека играет доминирующую роль среди других доказательств, хотя по закону все доказательства имеют одинаковую силу. Кроме того, в соответствии с принципом уголовного процесса, все сомнения в доказанности обвинения, которые не могут быть устранены в рамках надлежащей правовой процедуры в соответствии с УПК КР, толкуются в пользу обвиняемого.

В этом случае только остается ожидать решения апелляционной инстанции по данному делу.

 

 

2. Причинения телесных повреждений журналистам

 

Март, 02

Х.Колбаев, внештатный корреспондент областной газеты «Ош садоси», Нурабаская сельуправа

Глава Нурабадской сельской управы Араванского района Ошской области Кочкорбек Мамасаидов обвиняется в превышении должностных полномочий. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 2 марта сообщил руководитель инициативной правозащитной группы по г.Ош Номанжан Давыдов.

«После нашего обращения к губернатору Ошской области, а также наших заявлений в правоохранительные органы, К.Мамасаидов освобожден от занимаемой должности, - сообщил он. – Следственный отдел Араванского РОВД возбудил уголовное дело против бывшего чиновника по статье 305 УК КР (Превышение должностных полномочий)».

По словам Н.Давыдова, выступающего адвокатом внештатного корреспондента областной газеты «Ош садоси» Хошимжана Колбаева, журналист уже выписался из Ошской городской больницы.

«Его несколько раз прооперировали, у Х.Колбаева были повреждены не только ноги, но и желчный пузырь, в данное время состояние журналиста удовлетворительное», - сказал правозащитник.

Напомним, что Х.Колбаев подвергся избиению со стороны тогдашнего главы Нурабадской сельской управы Араванского района Ошской области К.Мамасаидова за то, что во время собрания 14 января 2010 года он подверг критике работу чиновника.

 

Март, 10

Газета «Ош шамы», г.Ош

Недавно назначенный заместитель начальника УВД г.Ош полковник Курсант Асанов обещал в ближайшее время заняться расследованием дела, связанного с избиением и угрозами в адрес журналистов городской газеты «Ош шамы». Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 10 марта 2010 года сообщил главный редактор городской газеты «Ош шамы» («Вечерний Ош») Тургунбай Алдакулов.

«Я вчера, 9 марта встречался с полковником Асановым, который сообщил, что скоро займется расследованием по нашему делу, - сказал он. – Новый заместитель начальника по оперативной работе УВД г.Ош обещал, что следственные мероприятия будут возобновлены, а также он возьмет наше дело под свой личный контроль».

По мнению Т.Алдакулова, раскрытие этого уголовного дела не только в интересах самой редакции газеты, но и общественности, представители которой хотят знать правду.

Напомним, что журналист газеты «Ош шамы» Кубанычбек Жолдошов был избит в ночь с 1 на 2 ноября 2009 года тремя неизвестными людьми, в результате которого он получил закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головы.

Позже, 15 декабря 2009 года редакция газеты получила конверт, в котором были обнаружены угрозы в адрес журналистов и пуля от автомата, завернутая в белую бумагу, где также содержались слова запугивания.

В данное время ошские милиционеры отказываются комментировать ситуацию, ссылаясь на тайну следствия. По неофициальной версии, следователи УВД г.Ош ранее пытались заставить взять вину некоего Аланова, который, как позже выяснилось, является наркопотребителем и никакого отношения к этому делу не имеет.

 

КОММЕНТАРИЙ

Согласно ст. 14 Конституции Кыргызской Республики, каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других лиц от противоправных посягательств.

По первому факту следует отметить, что одним из видов превышения должностных полномочий является совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, а также то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий.

Исходя из п.3 ч.2 ст.305 УК КР следует, что под «применением насилия» следует понимать причинение потерпевшему следующих повреждений: тяжкого вреда здоровью, менее тяжкого вреда здоровью, легкого вреда здоровью, побоев и истязания. В случаях умышленного или неосторожного причинения смерти потерпевшему вследствие превышения должностных полномочий содеянное составом ст.305 УК не охватывается и должно быть квалифицировано по совокупности статей (ст.97 или ст.101 УК).

Что касается второго факта, то действия злоумышленников должны быть квалифицированы по соответствующим статьям Уголовного кодекса Кыргызской Республики в зависимости от степени тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшему. Если будет установлено, что причинение вреда здоровью журналиста связана с его профессиональной деятельностью и имеет цели воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналистов, то действия виновных лиц образуют дополнительный состав преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 151 УК КР.

 

3. Нападения на журналистов и на объекты СМИ

 

Март, 11

ТРК «Мезон-ТВ», г.Ош

Камчыбек кызы Нурзейнеп предстоит ответить на судебном процессе, который возможно состоится в ближайшие две-три недели. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 11 марта 2010 года сообщил генеральный директор ТРК «Мезон-ТВ» Жавлон Мирзахаджаев.

«Молодая девушка, которая вместе с напарниками ворвалась на нашу студию, будет привлечена к ответственности, - сказал он. – Сейчас завершаются следственные мероприятия, после чего нам сотрудники УВД г.Ош обещали сообщить о дате судебных слушаний».

Ж.Мирзахаджаев напомнил о том, что нетрезвая девушка, возраст которой примерно 20-22 лет, вместе с двумя мужчинами ворвались 5 февраля 2010 года, примерно в 23:50 в эфирную студию телекомпании «Мезон-ТВ».

«Тогда она потребовала через прямой эфир найти нужных ей людей, - говорит он. - Сотрудники отказали ей, после чего она начала хулиганить, сломала телефонный аппарат, скинула с компьютерного стола на пол монитор, пыталась повредить техническое оборудование, при этом все время выражалась нецензурной бранью».

Общий материальный ущерб, в том числе прекращение прямого эфира, руководство телекомпании оценило в 10 тыс. сомов ($ 225).

 

Март, 15

Абдувахаб Мониев, главный редактор газеты «Пресс.kg», Узгенский район, Ошская область

15 марта 2010 года около 23 часов местного времени на автодороге «Ош- Бишкек» неизвестные люди на автомашине марки «BMW» без номера спортивного телосложения с короткими стрижками гнались за автомашиной «Гольф», в котором находились члены партии «Ата Мекен» вместе с журналистом Асылбеком Текебаевым и главным редактором независимой газеты «Пресс.kg» Абдувахабом Мониевым.

Вблизи села Кароол Узгенского района «BMW» прижал их к обочине и вынудил остановиться. Не представившись и не объяснив причину погони, неизвестные стали камнями и железными прутьями бить сидевших в автомобиле мужчин по голове, рукам и ногам, не позволяя ИМ выйти из автомобиля. В результате все 5 человек, находившихся в «Гольфе», пострадали и получили различные телесные повреждения. Кроме этого, все стекла автомашины, кроме лобового, были разбиты, салон закидан камнями.

Асылбек Текебаев, пострадавший от инцидента, считает нападение запланированной акцией устрашения.

«Вместе с четырьмя членами партии «Ата-Мекен» мы возвращались из Алайского района, где встречались со сторонниками бывшего министра обороны И. Исакова. Во время пешего похода в районный центр село Гульча, мы снимали события того дня на видеокамеры и фотоаппараты. Нападавшие забрали именно эту технику, а также мою папку с личными и партийными документами», – говорит А.Текебаев.

Произошедшее оба журналиста связывают со своей профессиональной деятельностью.

 

КОММЕНТАРИЙ

Первый случай нами был прокомментирован в предыдущем мониторинге, где говорилось, что действия виновных можно квалифицировать по ч. 2 ст. 234 УК КР (хулиганство), то есть как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок или нормы общепринятого поведения, сопряженное с умышленным уничтожением или повреждением чужого имущества, причинившее существенный вред. В том случае, если не  имело место хулиганство (беспричинное нарушение общественного порядка), то действия Камчыбек кызы Нурзейнеп квалифицируется по статье 174 УК КР, которая гласит, что умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб, - наказывается тройным айыпом, либо штрафом в размере от ста до двухсот расчетных показателей, исправительными работами сроком до двух лет.

Что касается второго факта, то действия злоумышленников подпадают под ряд статей Уголовного кодекса КР, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против здоровья и собственности, а также ст. 151 УК КР, которая предусматривает уголовную ответственность за  воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

 

 

4. Угрозы в отношении журналиста

 

Март, 26

Аслан Сартпаев, главный редактор газеты «Учур»

Председатель Наблюдательного совета Фонда развития КР Мелис Эшимканов пригрозил главному редактору газеты «Учур» Аслан Сартпаеву разобраться с ним. Об этом рассказал сам А.Сартпаев в интервью к газете «Форум» от 26 марта 2010. По его словам, 25 марта М.Эшимканов позвонил ему и выразил свое недовольсво с тоном многочисленных материалов про него, публикуемых в газете «Учур», особенно последним материалом. Далее он якобы сказал А.Сатпаеву, что поломает ему ребра, и сделает так, чтобы тот 5-6 месяцев лежал в больнице.

Главный редактор сообщает, что М.Эшимканов не шутил и был совершенно серьезен.

Объясняя, что могло вывести из себя бывшего коллегу и руководителя, А. Сартпаев сообщает, что в последнем номере газеты «Учур» за 25 марта 2010 г. на первой странице ими был опубликован коллаж на М.Эшимканова. «Я, честно говоря, не понимаю, что могло заставить сказать Мелис байке слова: «Я переломаю тебе все ребра». Я в свое время под началом Эшимканова проработал около 4 лет. По сравнению с теми коллажами, которые мы тогда публиковали, этот коллаж выглядит самым безобидным», - отмечает А.Сартпаев.

 

КОММЕНТАРИЙ

Согласно положениям Конституции Кыргызской Республики, каждый имеет право на свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждении. Согласно ст. 13. Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста», должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Нарушение прав журналиста, установленных настоящим Законом, оскорбление его чести и достоинства, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Естественно, если М. Эшимканов считает, что были нарушены его права, то в соответствии со ст. 17 Закона КР «О средствах массовой информации», он вправе требовать от органа средства массовой информации опровержения обнародованных сведений, не соответствующих действительности или порочащих его честь и достоинство, а в случае отказа сообщения опровержения, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

 

 

5. Причинение имущественного вреда объектам СМИ и журналистам

 

Март, 04

Радио «Алмаз-Нарын», г.Нарын

Возбуждено уголовное дело по поводу кражи радио «Алмаз-Нарын». Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» сообщил следователь отдела следствий Нарынского городского управления внутренних дел лейтенант милиции Жакшылык Матыев. «Было возбуждено уголовное по статье 164 УК КР и в настоящее время ведется расследование»,- сказал следователь.

Напомним, что 24 февраля 2010 года примерно с 9.30 до 11.00 утра неизвестные украли восьмиметровый кабель, подсоединенный к наружной антенне студии радио «Алмаз-Нарын». В связи с кражей вещание радиостанции прекращено на неопределенное время. Кража кабеля произошла, когда по всему городу Нарын было отключено электричество. Как раз в это время в Нарыне в городском парке проходил митинг, на котором приняли участие, по разным данным, от 600 до 1,5 тыс. человек, требовавших отменить решение о повышении тарифов за электроэнергию.

Это не первый случай, когда региональной независимой радиостанции чинят препятствие в вещании. По словам руководителя радио «Алмаз-Нарын» Ж. Ибраевой, 20 февраля радиостанцию лишили электроэнергии, ссылаясь на долг в сумме 5 тыс. 429 сомов за февраль месяц, хотя месяц еще не закончился.

Жители города Нарын и ряда сел Нарынского района на волнах радиостанции «Алмаз-Нарын» помимо передач «Азаттык» могли знакомиться с новостями «Немецкой волны», «Свобода» и «Голоса Америки».

 

Март, 23

Телекомпания «Stan-TV»

Во время митинга протеста в Оше около кинотеатра «Семетей» сотрудники местных правоохранительных органов разбили монитор видеокамеры телекомпании «Stan-ТV». Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 23 марта 2010 года сообщил телеоператор этой телекомпании Толкун Эрмекбаев.

«Сегодня, 23 марта 2010 года проходил митинг протеста с участием сторонников экс-министра Исмаила Исакова, - сказал он. – Прибывшие к месту милиционеры запретили снимать репортаж, а один из них, полковник Расул Усманов, подбежал и разбил монитор нашей видеокамеры «Sony-170».

По словам Т.Эрмекбаева, у них имеются видеозаписи произошедшего инцидента, а сумма нанесенного материального ущерба пока еще не определена.

Один из участников митинга протеста, скандировавшего «Бакиев – кетсин!», подтвердил нашему корреспонденту о том, что камеру телекомпании «Stan-ТV» разбил заместитель начальника по охране общественной безопасности УВД города Ош полковник Расул Усманов.

 

Март, 25

Газета «Учур», г.Бишкек

В Бишкеке бывший кандидат в президенты Кыргызстана Нурлан Мотуев разгромил офис кыргызскоязычной газеты «Учур», сообщает ИА «АКИpress».

По словам главного редактора газеты Асланбека Сартбаева, 25 марта 2010 года, примерно в 10:00 часов Н.Мотуев ворвался в офис газеты, расположенный по улице Алматинская в здании «Форума». Он искал главного редактора, которого в тот момент не было в офисе. Далее Мотуев разбил, ударив об пол, компьютер главного редактора, а затем 3 компьютера журналистов. После он выбежал из редакции.

Как предполагают сотрудники газеты, возможно, поводом для такого поведения стало опубликованное интервью с Кубанычбеком Апасом, который оскорбился за сравнение его с Мотуевым. Отметим, что К.Апас несколько раз баллотировался в президенты, однако ни разу не был зарегистрирован Центризбиркомом в качестве кандидата в президенты. Известен, как политик с эпатажными выходками.

По мнению А.Сартбаева, есть вероятность, что это покушение на имущество газеты совершено специально.

Сотрудники газеты обратились в Октябрьский районный отдел внутренних дел г.Бишкек.

 

КОММЕНТАРИЙ

По первому факту можно констатировать, что согласно ст. 4 Конституции КР в Кыргызской Республике признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Кыргызская Республика гарантирует разнообразие форм собственности и их равную правовую защиту. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества, и его изъятие помимо воли собственника допускается только по решению суда.

Согласно п. 3 ч.2 ст. 164 Уголовного кодекса КР кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная в значительном размере, наказывается тройным айыпом (тройной айып есть взыскание, налагаемое судом в трехкратном размере причиненного ущерба в денежном или натуральном выражении), либо ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

В следующих случаях имеет место умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества. Согласно ст. 174 Уголовного кодекса умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб, наказывается тройным айыпом либо штрафом в размере от ста до двухсот расчетных показателей, исправительными работами сроком до двух лет. Если, также будет доказано, что эти противоправные действия были связаны с профессиональной деятельностью журналистов, то дополнительно можно квалифицировать по ст. 151 УК КР, т.е. как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

 

 

6. Незаконные требования о снятии телепередач

 

Март, 11

Радио «Азаттык», г. Бишкек

Снят с эфира телеканала «Манас жанырыгы» (Эхо Манаса) очередной выпуск передач «Азаттык» - «Ынгайсыз суроолор» («Неудобные вопросы»), сообщает радио «Азаттык». По информации руководства канала, к этому их вынудили из «Белого дома», представитель которого прибыл на студию и потребовал снятия телепередач «Азаттык». Пока никаких комментариев от правительственных чиновников по поводу такого беззакония получить не удалось. До осени 2008 года телепередачи «Азаттык» транслировались по каналам Национальной телекомпании, однако, после одностороннего расторжения соглашения с прошлого года выпуски были возобновлены на частоте «Манас Жанырыгы».

Позже руководитель телеканала Темирбек Токтогазиев сообщил, что «Манас жанырыгы» в одностороннем порядке расторгает договор с «Азаттык» на трансляцию его телепередач по политическим мотивам.

 

КОММЕНТАРИЙ

В случае, если действительно очередной выпуск передачи «Азаттык» был снят по причине давления со стороны чиновников, то в этом случае имеет место нарушение пункта 6 статьи 14 Конституции Кыргызской Республики, где указано, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений. Что касается одностороннего расторжения договора, то в этом случае необходимо исходить из условий, изложенных в самом договоре и при наличии нарушений условий договора с противной стороны, то можно обратиться в суд и в  судебном порядке восстановить законность, а также возместить причиненный материальный ущерб.

 

 

7. Незаконное воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

 

Март, 23

СМИ г.Ош

Представителям нескольких СМИ, прибывших на место митинга в Оше около кинотеатра «Семетей», милиционеры запретили проводить видеосъёмку. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 23 марта 2010 года сообщил журналист ошской телекомпании «Мезон-ТВ» Илхом Абдукахаров.

«Прибывшие на место митинга несколько десятков милиционеров патрульно-постовой службы города Ош стали разгонять не только участников митинга, но и местных журналистов, - сообщил он. – К нам подошел один из милиционеров, пнул штатив и приказал нам покинуть это место».

По словам И.Абдукахарова, они пытались проводить видеосъёмку издалека, но им опять воспрепятствовали. «Наша съёмочная бригада была вынуждена подчиниться требованиям милиционеров, потому что опасались, что нам тоже могут повредить техническое оборудование», - сказал он.

Напомним, что 23 марта 2010 года в Оше один из местных милиционеров разбил монитор видеокамеры телекомпании «Stan-ТV», когда участники митинга требовали выпустить на свободу экс-министра обороны КР И.Исакова, снижения тарифов на энергоносители и отставки президента К.Бакиева.

 

КОММЕНТАРИЙ

В данном случае имеет место нарушение требований п. 6 ст. 14 Конституции Кыргызской Республики. Кроме того, ст. 20 Закона КР «О средствах массовой информации» и ст. 5 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» также  закрепляют, что журналист имеет право свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом, а также производить в установленном порядке записи, в том числе с использованием технических средств и т.д.

 

 

8. Незаконный отказ в приеме письменного обращения

 

Март, 26

Камиль Рузиев, региональный корреспондент сайта www.vof.kg

25 марта 2010 года региональный корреспондент сайта www.vof.kg, правозащитник Камиль Рузиев обратился в прокуратуру с письменным запросом. Об этом Камиль Рузиев сообщил региональному корреспонденту ОО «Журналисты». По словам журналиста, дежурный прокурор, отказал в приеме и регистрации запроса, мотивируя тем, что данный запрос должны рассмотреть в городской прокуратуре. Когда журналист обратился к сотрудникам городской прокуратуры, его попросили повторно обратиться в областную прокуратуру, ссылаясь на то, что городская прокуратура не в компетенции предоставлять ответы на вопросы указанные в запросе. В связи с этим областная прокуратура сама должна рассмотреть запрос.

Не получив конкретного ответа от обеих инстанций он был вынужден отправить запрос через отдел «Кыргызпочтасы» дабы получить письменный ответ на свой запрос.

 

КОММЕНТАРИЙ

В указанном случае грубо нарушены требования Закона Кыргызской республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики». Так, ст. 3 Закона гласит, что каждому гарантируется право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 11 указанного закона определяет, что каждый запрос о предоставлении информации регистрируется государственным органом и органом местного самоуправления с указанием:

- даты получения запроса;

- данных о лице, направившем запрос;

- краткой формулировки предмета запроса;

- фамилии и должности лица, ответственного за подготовку ответа;

- мотивировки отказа в предоставлении информации (при его наличии);

- размера оплаты подготовки ответа на запрос (при необходимости оплаты);

- данных о пересылке запроса в другие государственный орган и орган местного самоуправления.

Таким образом, дежурный прокурор был обязан зарегистрировать указанный запрос, а затем производить другие действия в рамках Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики».

 

 

9. Необоснованный отказ в тестировании цифрового вещания

 

Март, 11

ТРК «ОшТВ», г.Ош

Государственное агентство связи (ГАС) при правительстве Кыргызской Республике отказало ТРК «ОшТВ» в тестировании цифрового вещания на аналоговом 23 ТВ-канале. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 11 марта 2010 года сообщил генеральный директор ТРК «ОшТВ» Халилжан Худайбердиев.

«На днях мы получили письмо от директора ГАС Кубата Кыдыралиева, где сообщается о том, что тестирование на аналоговом 23 ТВ-канале, на котором мы сейчас вещаем – невозможно по причине того, что данные действия будут ущемлять права потребителей», - сказал он.

Чиновник ссылается на пункт 1 статьи 39 Закона КР «О телевидении и радиовещании», где говорится, что действия по реализации цифрового вещания на данный момент будут иметь дискриминационный характер по отношению к тем пользователям, кто не имеет специализированных технических средств для приема цифрового вещания.

По мнению Х.Худайбердиева, это заметно осложнит и без того сложную процедуру перехода региональных телекомпаний на цифровое вещание, которое требует больших капитальных вложений в виде приобретения специального технического оборудования и его сервисного обеспечения.

 

КОММЕНТАРИЙ

В данном случае чиновник был нечестен. В пункте 1 ст. 39 Закона Кыргзской Республики «О телевидении и радиовещании» определено, что телезрители и радиослушатели имеют право: принимать программы телерадиоорганизаций, доступные для приема на территории Кыргызской Республики.

Как мы видим, здесь  речь идет о том, что граждане имеют право принимать любые программы телерадиоорганизаций на территории нашего государства, если они доступны вообще для приема, а не о дискриминации отдельных граждан.

 

10. Необоснованное изъятие продукций СМИ и приостановление деятельности СМИ

 

Март, 16

Газета «Форум» и радио «ВВС», г.Бишкек

15 марта около 7-8 часов вечера при выезде из типографии сотрудниками столичной милиции был арестован тираж газеты «Форум». Об этом «Фергана.Ру» сообщил лидер Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК) Алмаз Атамбаев. По его словам, аресту не помешало даже вмешательство депутатов фракции СДПК. По словам А.Атамбаева, газета была посвящена предстоящему курултаю оппозиции, которая должна состояться 17 марта. В ней имелись материалы о курултае, повестка дня мероприятия и т.д. По сообщению А.Атамбаева «Фераган.Ру», причины ареста и задержания не были объяснены.

На следующий день Медиа омбудсмен А.Алагушев находился в Октябрьской прокуратуре г.Бишкек для выяснения ситуации с арестом тиража газеты «Форум», что ему так и не удалось. Попытки сотрудников ОО «Журналисты» связаться с пресс-службой МВД и получить ее комментарии относительно этого случая, тоже оказались безрезультатными.

16 марта редакция газеты «Форум» подготовила заявление к Акыйкатчы (Омбудсмену) с просьбой разобраться в ситуации и помочь газете.

15 марта же в эфире госрадио прервалось вещание вечернего выпуска новостей «ВВС». Как сообщили ОО «Журналисты» сотрудники кыргызского представительства «ВВС» в Бишкеке, новости начали транслироваться как обычно в 20:00. Но после 4-5 минут эфира, посвященного мировым новостям, и перед началом местного блока новостей, трансляция внезапно прервалась. Надо отметить, что общий объем вечернего выпуска новостей ВВС составляет 30 минут. На радио «ВВС» сказали, что они еще выясняют причины прекращения трансляции.

На момент подготовки новости, руководство НТРК сообщило, что в течение часа будет подготовлена информация относительно этой ситуации. Пока оно утверждает, что сигнал стал недоступен не с их стороны.

 

Март, 17

Газета «Форум», КР

17 марта 2010 года работники Аксыйского РОВД остановили автомашину и временно задержали водителя, забрав у него водительские права и 200 экземпляров газеты «Форум» от 12 марта 2010 года. Об этом сообщил руководитель Аксыйского отдела Объединенного народного движения (объединение оппозиции).

По его информации, водителя частного такси отпустили через 1,5 часа после переговоров с начальником Аксыйского РОВД.

Такие конфискации произошли в Таласе и в Чуйской области. В Таласской области правоохранительные органы конфисковали 2 тыс. экземпляров, в селе Беловодское 2,5 тыс. экземпляров, в Ысык-Атинском районе было конфисковано 30 тыс. экземпляров газеты.

По словам главного редактора газеты «Форум» Рыскелди Момбекова, этот номер газеты вышел на двух страницах и были опубликованы статьи взятые из Интернета о предстоящем народном курултае, который состоялся 17 марта в Бишкеке.

 

Март, 18

Газета «Дело №», г.Бишкек

«Накануне 5-й годовщины так называемой народной революции в Кыргызстане идет мощное давление на СМИ, не подконтрольные президентской власти и ее секретариату. Этот номер газеты «Дело №…» мог не появиться в печатной версии, а значит, и в Интернете», говорится на сайте издания http://delo.kg.

16 марта в типографии «Учкун», стопроцентно контролируемой государством, появились два сотрудника СНБ и без каких-либо оснований потребовали прекратить изготовление пластин газеты «Дело №». Получив отказ, они пришли в кабинет начальника цеха типографии и, спросив, во сколько заканчивается печать, заявили, что вернутся и заберут весь тираж газеты. Без объяснения причин.

«Хотя, одна причина у этих чекистов была: они не знали содержания газетного номера. Один из них сказал начальнику цеха, что он якобы от СНБ курирует СМИ», - сообщает «Дело №».

Газета все-таки вышла в свет и дошла до своих читателей. Как это удалось, издание не объясняет.

«Действия секретариата президента, стремящегося подмять под себя и печатные, и электронные СМИ Кыргызстана, сегодня сродни инквизиции. И инквизиция эта набирает обороты», - заключает «Дело №».

 

Март, 19

Газеты «Ачык саясат» и «Назар», г.Бишкек

18 марта судебные исполнители Первомайского района г. Бишкек пришли в типографию – «Центр поддержки СМИ» с постановлением о запрете редакциям газет «Ачык Саясат» и «Назар» издаваться и распространяться до рассмотрения дела по существу. По существу дела - это исковое заявление Генерального прокурора КР о защите чести, достоинства и деловой репутации Президента КР.

Редакция газеты «Ачык саясат» намерена по этому случаю сегодня (19 марта) в 16:00 провести пресс-конференцию по адресу ул. Токтогула, 167.

Отметим, что 15 марта был арестован 7 тысячный тираж другой газеты оппозиционного характера «Форум». При этом до сих пор не дано объяснение действия правоохранительных органов. Однако, как сообщили сегодня представители типографии «Центра поддержки СМИ», очередной номер газеты «Форум» от 18 марта сотрудники редакции вывезли из типографии без препятствий.

 

Март, 23

Медиа организации, КР

Представители медиа организаций Кыргызстана выражают свою обеспокоенность ситуацией со свободой слова в республике, сообщает ИА «АКИpress». Свое мнение, в частности, об аресте тиража газеты «Форум» и закрытии газеты «Ачык Саясат» выразили Медиа Представитель в КР Акмат Алагушев и председатель ОО «Журналисты» Марат Токоев 23 марта на пресс-конференции в агентстве АКИpress.

По словам А.Алагушева, при аресте тиража газеты «Форум» 15 марта были допущены нарушения законодательства. Тираж газеты, около 7 тысяч экземпляров, был изъят без определения суда, санкции прокуратуры, а также не был составлен соответствующий протокол. Руководству газеты до сих пор не предъявлены какие-либо документы и не дано разъяснений того, что стало поводом для изъятия. Со стороны надзорных органов и властей также не было дано официального ответа на происшедшее.

«Ранее не было случаев, чтобы тираж газеты был изъят без суда и следствия», - сказал он.

Также А.Алагушев прокомментировал приостановление судом издания газеты «Ачык Саясат». Главный редактор газеты получил предписание от Генпрокуратуры 16 марта об устранении нарушений Закона КР «О СМИ». 18 марта генпрокурор обратился в Первомайский районный суд города Бишкек с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации президента страны Курманбека Бакиева. В тот же день суд вынес решение о запрете на издание и распространение газеты до рассмотрения гражданского дела по существу.

Представители медиа организаций, кроме того, коснулись темы приостановления вещания радио «Азаттык» в некоторых регионах страны. «Отношение властей к радио «Азаттык» всегда было своего рода лакмусовой бумажкой свободы слова в стране», - сказал М.Токоев.

По поводу блокирования доступа к некоторым интернет-ресурсам М.Токоев сказал, что если раньше блокировались сайты, находящиеся в Кыргызстане, то теперь затруднен доступ к некоторым сайтам именно для пользователей Интернета из Кыргызстана.

 

Март, 26

Газета «Форум», Иссык-Кульская область

«Газета «Форум» перестала распространяться в Иссык-Кульской области», - пишет газета «Форум» от 26 марта 2010 года. По сообщению газеты, распространители подверглись давлению со стороны неких должностных лиц и отказались распространять следующие выпуски издания.

Отметим, что до этого к такому же прессингу подверглись предприниматели, занимающиеся распространением издания в южном регионе страны.

 

КОММЕНТАРИЙ

В указанных случаях нарушение требований действующего законодательства налицо. Согласно  ст. 4 Конституции КР в Кыргызской Республике признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Кыргызская Республика гарантирует разнообразие форм собственности и их равную правовую защиту. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества, и его изъятие помимо воли собственника допускается только по решению суда.

В соответствии со ст. 8 Закона КР «О средствах массовой информации» приостановление или прекращение деятельности средств массовой информации действительно возможно по решению учредителя либо суда в случае нарушения требований вышеуказанного закона. Как мы видим, в указанном случае нарушение закона со стороны СМИ еще не доказано, а для рассмотрения иска Генерального прокурора о защите чести, достоинства и деловой репутации Президента республики не было надобности в приостановлении деятельности СМИ.

Кроме того, согласно ст. 13 Закона КР «О средствах массовой информации» приостановление или запрещение распространения продукции средства массовой информации допускается исключительно по решению суда. Поэтому действия сотрудников органа внутренних дел и органа службы безопасности необоснованны.

 

11. Нарушение конституционных гарантий свободы творчества

 

Март, 19

Нурхон Мирзабдуллаева, независимый журналист, г.Ош

Первый вице-мэр города Ош Арфидин Аланов пригрозил местному журналисту, если она повторно обратиться к нему с неудобными для него вопросами. Об этом региональному корреспонденту ОО «Журналисты» 19 марта 2010 года сообщила независимый журналист Нурхон Мирзабдуллаева.

«В конце февраля этого года я заходила в мэрию города Оша для сбора информации и обратилась с вопросами к первому вице-мэру А.Аланову, - говорит она. – Он меня даже не выслушал и сказал, чтобы я больше не приходила в мэрию. Пока я ему доказывала, что он не имеет права воспрепятствовать моей журналистской деятельности, он вызвал дежурного милиционера».

По словам Н.Мирзабдуллаевой, она сотрудничает с газетой «Голос свободы» и готовила материал о коррупционной деятельности городских чиновников, которые замешаны в махинациях.

«Инициативная правозащитная группа по г.Ош обратилась в местную мэрию с просьбой присвоить имя первого космонавта Салижана Шарипова небольшому скверу, - сказала она. – Но чиновники ничего не ответили, а предоставили этот сквер в аренду торговцам. Когда я начала выяснять обстоятельства по этому делу, мне начали угрожать и запугивать».

Независимый журналист также сообщила, что А.Аланов велел милицейской охране мэрии города Ош больше не пускать её в здание мэрии.

 

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Конституции Кыргызской Республики, каждый имеет право на свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений.  Кроме того, ст. 20 Закона КР «О средствах массовой информации» и ст. 5 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» также  закрепляют, что журналист имеет право свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом, а также производить в установленном порядке записи, в том числе с использованием технических средств и т.д.

Согласно ст. 13. Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

 



[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg