Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Среда, 17 Января, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Февраль 2005 г.


ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

     1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

     Март, 01
     Аскар Айтматов, министр иностранных дел КР (г. Бишкек)
     Министр иностранных дел КР Аскар Айтматов заявил о несогласии с выводами миссии наблюдателей от БДИПЧ/ОБСЕ, которые касаются вопросов ограничения деятельности СМИ в освещении избирательных кампаний. По его мнению, власти Кыргызстана приложили значительные усилия для того, чтобы информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация проходили открыто и гласно. «Никто не препятствовал распространению оппозиционных газет, агитационных материалов кандидатов от оппозиции. Наоборот, были созданы все условия для их выступления в установленное законом время по Национальному радио и телевидению», - заявил глава внешнеполитического ведомства. По его словам, международные наблюдатели не в полной мере учитывают специфику происходящих в Кыргызстане процессов и условия, в которых осуществляются демократические преобразования в общественно-политической, экономической и социальной сферах.
     Напомним, что 28 февраля в заявлении миссии наблюдателей ОБСЕ были отмечены конкретные недостатки прошедших накануне в Кыргызстане парламентских выборов. В частности, было указано на отсутствие равного доступа кандидатов к телеэфиру и на страницы государственных печатных изданий.

     Март, 01
     Сулайман Иманбаев, председатель Центризбиркома КР (г. Бишкек)
     Глава ЦИК Кыргызстана Сулайман Иманбаев опроверг сообщения о фактах давления на СМИ во время освещения предвыборной кампании. По его словам, в предвыборной агитации кандидатов в депутаты участвовали свыше 90 средств массовой информации, из которых только 18 являлись государственными. Как он отметил, каждому кандидату, независимо от его политической ориентации, было выделено время для бесплатных выступлений по государственному радио и телевидению, для совместных дебатов, а также по одной странице машинописного текста - для выступления в печати. «Никто свободы не ограничивал, все претенденты на депутатский мандат находились в равных условиях, поэтому подобные заявления не соответствуют действительности», - заявил С. Иманбаев.

     Март, 04
     Пол Джонс, поверенный в делах миссии США в ОБСЕ (г. Бишкек)
     США призвали правительство Кыргызстана немедленно возобновить подачу электроэнергии в единственное в стране независимое издательство и разрешить радио «Азаттык» вещать в прежнем объеме.
     «Подача электроэнергии в типографию, которая финансируется США, Нидерландами и Норвегией, была прекращена 22 февраля, за считанные дни до проведения парламентских выборов», - заявил американский дипломат Пол Джонс Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Власти Кыргызстана отказали радио «Азаттык» в разрешении вести вещание на регионы страны, начиная с 25 февраля. По мнению П. Джонса, который является поверенным в делах миссии США в ОБСЕ, возобновление подачи электроэнергии в типографию и разрешение радио «Азаттык» продолжать вещать в прежнем объеме будут способствовать демократическому волеизъявлению избирателей 13 марта. «Это продемонстрирует приверженность Кыргызстана будущему, в котором главные роли будут играть свобода самовыражения и независимые средства массовой информации», - сказал он.

     Март, 05
     Болот Джанузаков, первый заместитель руководителя администрации президента КР (г. Бишкек)
     Американского сенатора Джона МакКэйина, выступившего с заявлением по поводу вынужденного закрытия единственной независимой типографии в Бишкеке, якобы сильно подставили. Об этом на пресс-конференции в агентстве «Кабар» заявил первый заместитель руководителя администрации президента Кыргызстана Болот Джанузаков. По его словам, сенатора неправильно проинформировали по поводу ситуации вокруг радио «Азаттык» и типографии «Фонда поддержки СМИ».
     Б. Джанузаков отметил, что в случае с радио «Азаттык» виновато само руководство, которое было извещено о проведении тендера на частоту, но не предприняло каких-либо действий. По его словам, Республиканское производственное объединение радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания известило «Азаттык» о проведении 10 марта 2005 года тендера на ту частоту, на которой вещало радио. Говоря о типографии, Б. Джанузаков отметил, что этот издательский центр не является абонентом «Северэлектро» и получает электроэнергию от подстанции частного предприятия. Он также сообщил, что директор типографии Андрей Миясаров до этого звонил ему несколько раз и заявлял, что за ним идет слежка, что его хотят убить или похитить. «Теперь ему мерещится, что его типографию отключили»,- сказал Б. Джанузаков.
     Обвинения в адрес официальных властей вынудили Б. Джанузакова и министра иностранных дел республики Аскара Айтматова, которые являются членами Попечительского совета «Фонда поддержки СМИ», обратиться с предложением к руководству «Фридом Хауз» провести расследование по указанным фактам.

     Март, 11
     Талант Кушчубеков, первый заместитель министра иностранных дел КР
     «Правительство КР не вмешивается и не собирается вмешиваться в работу СМИ», - заявил первый заместитель министра иностранных дел КР Талант Кушчубеков на состоявшейся накануне второго тура парламентских выборов встрече с представителями ОБСЕ и других международных неправительственных организаций. По его словам, политическое руководство страны прилагает все усилия, чтобы не допустить преследования оппозиции и создать необходимые условия для деятельности СМИ.
     В ходе встречи международные наблюдатели обратили особое внимание на необходимость обеспечения свободы прессы, особенно в свете проведения выборов. Они выразили надежду, что власти не будут вмешиваться в деятельность СМИ, а СМИ, в свою очередь, будут публиковать достоверную, объективную и сбалансированную информацию.

     Март, 11
     Шамшибек Медетбеков, глава госадминистрации Нарынской области (г. Нарын)
     Губернатор Нарынской области Шамшибек Медетбеков обвинил радио «Азаттык», информагентство «АКИ-press» и газету «МСН» в одностороннем освещении происходящих событий. В частности, он отметил тенденциозность в подаче информации о митинге протеста, состоявшемся накануне в Нарыне.

     Март, 30
     Курманбек Бакиев, и.о. президента КР (г. Бишкек)
     Исполняющий обязанности президента Кыргызской Республики Курманбек Бакиев заявил во время прямого телеэфира, что все газеты, в том числе и правительственные, должны быть свободными.
     Касаясь Национальной телерадиокорпорации, К. Бакиев заявил, что он не ставил целью навязать новых руководителей коллективу. По его словам, госсекретарю Дастану Сарыгулову дано поручение представить руководство и выслушать мнение коллектива.К. Бакиев поддержал идею о преобразовании НТРК в общественный телеканал. При этом глава правительства подчеркнул важность предоставления достоверной и объективной информации, для чего СМИ должны быть свободными от какого-либо давления.
 

     2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

     Март, 03
     Аскар Айтматов, министр иностранных дел КР, Болот Джанузаков, первый заместитель руководителя администрации президента КР (г. Бишкек)
     Члены Попечительского совета фонда «Центр поддержки СМИ» министр иностранных дел Кыргызстана Аскар Айтматов и первый заместитель руководителя администрации президента КР Болот Джанузаков направили письмо руководству «Фридом Хауз», его директору Дженнифер Виндзор. Представители официального Бишкека потребовали созыва срочного заседания Совета попечителей фонда «Центр поддержки СМИ» с тем, чтобы провести детальное расследование по всем пунктам претензий в адрес кыргызского правительства. Требование это связано с недавним заявлением «Фридом Хауз» относительно причин прекращения электроснабжения типографии в Бишкеке, в котором, в частности, было сказано, что официальные власти Кыргызстана преследуют свободу слова и препятствуют демократизации страны. Высокопоставленные чиновники Кыргызстана считают, что такого рода обвинения необоснованны, так как «данная проблема вызвана отсутствием у печатного издательства пакета разрешительных документов на запуск новой электрической подстанции».
     Между тем факт отключения электричества в типографии накануне парламентских выборов вызвал резонанс в мире и резкую реакцию американских политиков. 2 марта по этому поводу с заявлением выступил сенатор США Джон МакКэйин.

     Март, 07
     Куванычбек Бегалиев, генеральный директор Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радио (г. Бишкек)
     Генеральный директор Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радио (РПО РМТР) Куванычбек Бегалиев в ответ на заявление США об ущемлении свободы слова в республике дал пресс-конференцию в ИА «АКИ-press», где разъяснил ситуацию вокруг радио «Азаттык». По словам К. Бегалиева, 10 марта состоится аукцион по продаже частоты, которой раньше пользовалось радиостанция «Азаттык». Он сообщил, что в данное время Бюро зарубежного вещания (Прага, Чехия), которое заключает от имени «Азаттык» соглашение о приобретении частот, не подало заявку на конкурс. «Радио «Азаттык» знало о предстоящем отключении, поэтому здесь нет политических мотивов», - отметил он.
     Также К. Бегалиев сообщил, что в данное время в Бишкеке вещает 21 радиостанция, что говорит об очень плотном использовании спектра радиочастот. Из-за роста технических затрат и высокой конкуренции на радиорынке цена за использование частоты возрастет. РПО РМТР установило минимальную стартовую цену в сумме 280 тыс. долларов США вместо прежних 221 тыс. долларов.

     Март, 09
     Сатыбалды Чырмашев (г. Ош)
     Мэр города Ош Сатыбалды Чырмашев призвал журналистов проводить разъяснительную работу среди населения по поводу ситуации, сложившейся в Оше. По словам мэра, СМИ должны оказать помощь местным властям в предотвращении дестабилизации обстановки в Оше. «Нельзя будоражить население, следует избегать провокационных вопросов, связанных с возможным введением чрезвычайного положения или столкновений на межэтнической почве», - отметил он.
     У здания государственной администрации Ошской области собралось 150 человек, приехавших из Каракульджинского района. Они требовали отставки президента Кыргызстана и признания недействительным прошедшего 27 февраля 2005 года первого тура выборов в Жогорку Кенеш (парламент) КР.

     Март, 11
     Шамшибек Медетбеков (г. Нарын)
     Губернатор Нарынской области Шамшибек Медетбеков заявил о создании при госадминистрации специального Центра, призванного снабжать СМИ достоверной информацией. «Отныне все публикуемые факты должны быть уточнены в этом Центре», - заявил он в своем выступлении перед местными журналистами.

     Март, 21
     Анвар Артыков (г. Ош)
     Если сотрудники телевидения «Ош-3000» не станут освещать события, происходящие в южной столице, объективно, то у митингующих не останется выхода, кроме как захватить здание телекомпании. Об этом информагентству «АКИ-press» заявил председатель Народного Кенеша (совета) Ошской области Анвар Артыков. Он отметил, что в случае мирного согласия коллектива ТК «Ош-3000» сотрудничать с новой властью, все останется по-прежнему, однако все телесюжеты будет контролировать «народная власть».

     Март, 25
     Кубанычбек Бегалиев (г. Бишкек)
     Руководитель Бишкекского офиса радио «Азаттык» сообщил, что радио возобновило вещание на средних волнах после обращения в головной офис «Азаттык» (Прага) генерального директора Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радио Кубанычбека Бегалиева с убедительной просьбой возобновить прежнее соглашение об использовании радиочастот без всяких конкурсов и аукционов.
     Напомним, что 24 февраля 2005 года радио «Азаттык» по указанию К. Бегалиева было отключено от средних волн и УКВ, охватывающих практически всю республику. В течение последующего месяца передачи «Азаттык» транслировались через бишкекскую радиостанцию «Алмаз». После свержения режима Аскара Акаева радио «Азаттык» получило доступ к населению в полном объеме.
 

     3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

     Март, 02
     Джон МакКэйин, сенатор США (США)
     Факты вмешательства официальных властей Кыргызстана в работу независимых СМИ отметил сенатор США Джон МакКэйин, выступая с оценкой прошедшего в стране первого тура парламентских выборов. «В частности, мое возмущение вызывает вынужденное закрытие единственной независимой типографии в Кыргызстане... Подача электричества в здание была приостановлена после публичного выступления президента Акаева в ответ на заявление прессы о коррупции в стране. Такого рода контроль над информацией напоминает о советской эпохе», - сказал он. В конце выступления сенатор выразил мнение о необходимости для США в дальнейшем пересмотреть свои отношения с Кыргызстаном, правительство которого ставит неограниченную власть выше идеалов и принципов демократии.

     Март, 02
     НПО, СМИ (г. Баткен)
     В ходе состоявшегося в Баткене « круглого стола», посвященного проблемам свободы слова, представители НПО, СМИ и политических партий приняли обращение к президенту КР. В нем выражается озабоченность ситуацией, которая складывается в последнее время вокруг СМИ Кыргызстана.
     «Последние события, произошедшие с радио «Азаттык» и газетой «МСН», доказывают, что состояние нашего общества в вопросах соблюдения прав человека в Кыргызстане поставлено под сомнение. А ситуация вокруг радио «Азаттык» становится опасной, дискриминационной и дестабилизирующей все общество», - говорится в нем.

     Март, 02
     Кубан Мамбеталиев, координатор проекта «Мониторинг освещения выборов в СМИ Кыргызстана» (г. Бишкек)
     Власти Кыргызской Республики не соблюдают равенство независимых и государственных СМИ, в результате чего государственные СМИ открыто игнорируют требования действующего законодательства КР. Норма Кодекса о выборах в Кыргызской Республике, предусматривающая прекращение агитации за 24 часа до начала голосования, была нарушена Национальной телерадиокорпорацией и телекомпанией КООРТ. Об этом заявил на пресс-конференции, состоявшейся в ИА «АКИ-press», координатор проекта «Мониторинг освещения выборов в СМИ Кыргызстана» Кубан Мамбеталиев. Он привел факт, когда в эфире этих каналов вечером 26 февраля были представлены в негативном виде некоторые из кандидатов в депутаты.

     Март, 03
     Совет старейшин Нарынской области (г. Нарын)
     86 старейшин Нарынской области подписались под открытым письмом протеста, адресованном президенту КР Аскару Акаеву. В нем говорится о неприкрытом давлении государственных органов на радио «Азаттык», а также на печатные издания «МСН» и «Жаны Ордо». Аксакалы также отметили, что прекращение подачи электроэнергии в международную типографию является нарушением конституционного права граждан на свободу слова.

     Март, 03
     Управление внутренних дел (г. Бишкек)
     УВД г. Бишкека выступило с заявлением по поводу вышедших накануне на страницах независимых изданий публикаций, критически оценивающих деятельность столичных органов правопорядка. «В последнее время в некоторых СМИ опубликован ряд статей, которые тенденциозно освещают как ситуацию в городе, так и работу столичной милиции», - говорится в заявлении. Пресс-служба УВД отмечает, что публикация статьи «Затяжная схватка «Келкел» с провокаторшами», напечатанная в газете «МСН», не что иное, как попытка втянуть милицию в околополитическую возню, чтобы дестабилизировать обстановку. «Ни один сотрудник УВД не занимался и впредь не будет заниматься действиями, выходящими за рамки закона. Личный состав управления будет решительно пресекать любые попытки нарушений общественного порядка, прав, свобод и законных интересов граждан», - отмечается в заявлении.

     Март, 03
     Гражданский форум (г. Бишкек)
     Во время избирательной кампании в парламент Кыргызстана власти страны во главе с президентом Аскаром Акаевым допустили нарушения законов и оказывали давление на независимые СМИ, - было заявлено на гражданском форуме, в котором участвовали лидеры оппозиционных блоков и партий Кыргызстана. Официальная власть была представлена пресс-секретарем президента страны Адилем Сегизбаевым.
     Свои обвинения участники форума подкрепили примерами. Это и прекращение вещания радио «Азаттык» на привычных частотах накануне парламентских выборов, отключение электричества в независимой типографии, заявление президента страны о намерении подать судебный иск против независимой газеты «МСН». Участники форума считают сегодняшнюю ситуацию с независимыми СМИ подтверждением смены политического курса в стране в сторону авторитаризма, что должно стать предметом пристального внимания мирового сообщества и принятия адекватных мер воздействия.
     Принявший участие в дискуссии пресс-секретарь президента КР Адиль Сегизбаев попытался убедить присутствующих, что прекращение трансляции радио «Азаттык» на привычных волнах не связано с политикой, а является чисто технической проблемой. По его мнению, то же самое можно сказать и о независимой типографии, электричество в которой было отключено из-за несвоевременного оформления договора. С этим категорически не согласился директор типографии Андрей Миясаров, заявив, что все документы были представлены в сроки, а отключение произошло по заказу сверху.

     Март, 09
     Участники митинга протеста (г. Жалалабат)
     Государственные СМИ искажают суть событий, происходящих в Жалалабате и на юге в целом. На их страницах власти Кыргызстана огульно обвиняют своих политических оппонентов и организаторов многолюдного митинга в том, что они отрабатывают зарубежные гранты. Таково мнение участников длящегося в Жалалабате уже неделю митинга протеста. По словам представителей штаба по организации данной акции протеста, на организацию питания для участников митинга местные бизнесмены и частные граждане за эти дни собрали около 300 тысяч сомов ($ 7500), еще около 200 тысяч сомов ($ 5000) они передали в штаб. От международных организаций не получено ни цента.
     Около двух тысяч участников митинга требуют отставки президента страны, проведения досрочных президентских выборов и обеспечения честных парламентских выборов.

     Март, 16
     Посольство США в КР (г. Бишкек)
     Посольство США в Кыргызстане распространило пресс-релиз о результатах второго тура парламентских выборов в Кыргызстане. «Выборы в Жогорку Кенеш (парламент) не в полной мере соответствовали ряду обязательств Кыргызстана перед ОБСЕ и общепринятым международным стандартам демократических выборов», - говорится в документе. Также отмечается, что некоторые кандидаты изначально не смогли вести равную борьбу за депутатский мандат из-за неравной агитации в СМИ. В пресс-релизе особо отмечены факты давления, оказываемого властями на независимые СМИ, а также предвзятость проправительственных СМИ в освещении выборов.

     Март, 30
     НПО Кыргызской Республики (г. Бишкек)
     Ряд неправительственных организаций Кыргызстана выразили недоумение по поводу назначения нового руководства Кыргызской национальной телерадиовещательной корпорации, произведенного госсекретарем КР Дастаном Сарыгуловым. В своем обращении Координационный кризисный совет гражданского общества отметил следующее: «НТРК, которая многие годы вызывала раздражение у населения, сегодня никаким образом не собирается менять свой формат работы и содержание. Многие передачи вместо того, чтобы успокоить людей и вносить новую струю в развитие общества, допустили к эфиру людей с неадекватными речами и эмоциями. Эфир продолжают заполнять «допотопными» передачами и концертами. Те же самые люди, лица и голоса которых ассоциируются с антиконституционными призывами, недемократическими инициативами, ложью и дезинформацией, что ранее изливалась с экранов КТР, теперь, как ни в чем не бывало, учат нас демократии, законности и правопорядку. Какой смысл в том, что кресло Госсекретаря занято сейчас человеком, который в свое время душил свободу слова через суды и правоохранительные органы, благодаря которому была приговорена к тюремному заключению редактор газеты «Республика» Замира Сыдыкова. Кроме того, мы хорошо помним его роль в Барскаунской трагедии 1998 года».
 

     4. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

     Март, 04
     Топчубек Тургуналиев, директор Института по правам человека и защиты свободы (г. Бишкек)
     В Кыргызстане создан общественный комитет по защите СМИ. Об этом сообщил радио «Азаттык» директор Института по правам человека и защиты свободы Топчубек Тургуналиев. По его словам, комитет призван защищать независимые СМИ Кыргызстана, такие, как радио «Азаттык», оппозиционные газеты «МСН», «Жаны ордо», а также журналистов от произвола со стороны официальных властей. Одним из основных направлений деятельности комитета должно стать исследование воздействия публикаций и передач независимых СМИ на сознание людей с целью повышения их гражданской активности.

     Март, 15
     Инициативные группы по поддержке радио «Азаттык»
     Инициативные группы по поддержке радио «Азаттык» выступили с совместным обращением к руководству Кыргызстана. Под требованием о возобновлении вещания независимой радиостанции на прежних волнах подписалось более 4 тысяч человек.
     Напомним, 24 февраля, накануне первого тура парламентских выборов, решением РПО РМТП (Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радио) была прекращена трансляция передач радио «Азаттык» на средних волнах. Руководство РПО РМТР объяснило отключение выходом из строя устаревшего оборудования. Представители же исполнительной власти Кыргызстана мотивировали прекращение трансляции передач независимой радиостанции объявлением тендера на продажу данных радиочастот. Объявленный в спешном порядке тендер на продажу частот, которыми пользовалось радио «Азаттык», должен был состояться 10 марта. Однако вследствие неявки одного из двух претендентов, подавших заявки на участие, аукцион не состоялся.

     Март, 22
     Сотрудники Национальной телерадиовещательной корпорации (г. Бишкек)
     Группа журналистов Национальной телерадиовещательной корпорации обратилась к ее президенту Сыртпаю Мусаеву с протестом против вмешательства государственных чиновников в творческий процесс. «В результате этого подготовленные с их участием и по подсказке «сверху» телепередачи не пользуются доверием зрителей, отталкивают их и отрицательно влияют на рейтинг национального канала», - заявили они.
     Журналисты государственного телевидения выступили с инициативой о создании мобильных творческих групп, которые будут заниматься своевременным и объективным освещением событий в стране. Они потребовали от главы телерадиокорпорации довести их требования до государственного секретаря КР Осмонакуна Ибраимова и пресс-секретаря президента страны Адиля Сегизбаева.

     Март, 22
     «Интерньюс-Кыргызстан» (г. Бишкек)
     «Интерньюс-Кыргызстан» выступил с заявлением, в котором выразил озабоченность по поводу информационной блокады, которая наблюдалась в стране в последние недели.
     Отмечается, что в последние недели единственным местным источником оперативной информации были информационное агентство «АКИ-press» и радиостанция «Азаттык». «Из-за вмешательства официальных властей в деятельность электронных СМИ население Кыргызстана не получало достоверной информации о том, что происходит в других регионах. Отсутствие полноценного сбалансированного информационного освещения событий на юге и в некоторых северных областях привело к порождению слухов, манипулированию общественным сознанием и к еще большей дестабилизации ситуации», - говорится в заявлении. В связи с этим «Интерньюс-Кыргызстан» призвал государственные структуры не оказывать давление на средства массовой информации и не злоупотреблять эфиром государственного канала, который содержится на средства всех налогоплательщиков.

     Март, 24
     «Эхо Москвы» (г. Москва)
     «Смена власти в Киргизии «де-факто» уже произошла. Дом правительства в Бишкеке - под контролем оппозиции. Стало известно и о том, что национальное телевидение находится в руках демократических сил», - сообщает радиостанция «Эхо Москвы». Последний выпуск новостей уже не контролировался властями. Оппозиция уже объявила о создании Координационного совета, который должен взять на себя управление страной.

     Март, 25
     «Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек» (г. Бишкек)
     После свержения режима Аскара Акаева две газеты, бывшие самыми главными русскоязычными рупорами его власти, моментально изменили политическую ориентацию в сторону новых правителей. Это газеты «Слово Кыргызстана» и «Вечерний Бишкек», редакторы которых готовы обслуживать нового хозяина.
     Точно такая картина произошла в государственной телерадиовещательной корпорации, глава которой также быстро переориентировался.

     Март, 28
     Мамажан Бердишев, Баткенское областное государственное телевидение (г. Баткен)
     В офисе Баткенского областного государственного телевидения прошло собрание протеста против директора Алымбека Токторова. Главный редактор Мамажан Бердишев обвинил его в финансовой нечистоплотности и в допущенных за время руководства ошибках. М. Бердишев призвал коллектив отказаться работать под руководством А. Токторова.

     Март, 28
     Национальная телерадиовещательная корпорация (г. Бишкек)
     28 марта государственный секретарь Дастан Сарыгулов представил сотрудникам Национальной телерадиокомпании КР новое руководство. Президентом НТРК стал Султан Абдрахманов, вице-президентами назначены Кадыр Кошалиев и Бейшенбек Бекешев. Большинство сотрудников НТРК считают, что решение госсекретаря было необдуманным и поспешным. Об этом заявили представители НТРК Жайнагуль Максимова, Тамара Валиева, Жылдыз Муслимова, Женишкуль Озубекова и Данияр Жаркынбаев.
     «Мы были ошарашены, когда Дастан Сарыгулов представил нам наше новое руководство. После того, как он перечислил их фамилии, госсекретарь объявил, что некоторые сотрудники будут уволены, среди них и те, которые проработали здесь более 20-ти лет», - сказала Ж. Максимова.
     «Сегодня во главу угла должна ставиться новая политика при подборе кадров. Мы надеялись, что прежний принцип назначения будет изменен и мнение коллектива будет учтено. Дело в том, что двое из нового руководства - С. Абдрахманов и Б. Бекешев являются ажы (совершившие паломничество в Мекку), причем представителями радикального исламского толка. Кыргызстан, согласно Конституции, является светским государством, соответственно, НТРК не должна стать рупором одной их конфессий», - говорится в обращении тележурналистов к новому главе государства.
     Как сказала Т. Валиева, коллектив настроен решительно, если его требование пересмотреть решение о назначении руководителей НТРК не будет учтено, то сотрудники будут предпринимать попытки отключить эфир.
     Ведущие работники НТРК считают, что руководство должно назначаться не единолично госсекретарем, а парламентом.

     Март, 28
     НПО и СМИ КР (г. Бишкек)
     Представители ряда неправительственных организаций и СМИ Кыргызстана инициировали обсуждение за «круглым столом» вопроса об изменении статуса Национального телевидения и перевода его в статус Общественного телевидения. «Круглый стол» был организован представительством «Интерньюс» в Бишкеке, ОО «Журналисты» и радио «Алмаз». На обсуждение были приглашены журналисты всех СМИ и заинтересованные лица. Изменение статуса и передача государственных СМИ под контроль общественности возможны через решение парламента.

     Март, 29
     Национальная телерадиовещательная корпорация (г. Бишкек)
     Коллектив Национальной телерадиовещательной корпорации не согласен с назначением новых руководителей государственного канала - С. Абдрахманова и Б. Бекешева.
     Новое руководство было представлено коллективу новым государственным секретарем Дастаном Сарыгуловым 28 марта. По мнению коллектива, новые руководители канала «являются представителями радикального исламского толка, националистами». В своем обращении к руководителям государства, средствам массовой информации и депутатам парламента работники телевидения требуют, чтобы Национальное телевидение было подчинено парламенту, не подвергалось цензуре и стало действительно народным. Они настаивают на том, чтобы подбор руководства осуществлялся с учетом мнения коллектива.

     Март, 29
     Нарынская областная телерадиокомпания (г. Нарын)
     Коллектив Нарынской областной телерадиокомпании заявил о непризнании полномочий нового руководителя С. Исмакеева.
     26 марта прежний руководитель ТРК Баектабас Белеков под давлением членов инициативной группы «Таза шайлоо», созданной при штабе экс-кандидата в депутаты парламента Ишенбая Кадырбекова, был вынужден подать заявление о добровольном уходе со своего поста. Журналисты областного телерадио выразили резкое недовольство такими действиями сторонников И. Кадырбекова, которые, по их мнению, саботируют позицию временного переходного правительства, пытающегося стабилизировать обстановку в стране. Они заявили о недопустимости вмешательства в их работу со стороны этих лиц.

     Март, 30
     Нарынская областная телерадиокомпания (г. Нарын)
     Как сообщает председатель профсоюза областной телерадиокомпании «Нарын» Г. Кыдыралиева, 24 марта митингующие не позволили вести телерепортаж журналистке Айдай Аманкуловой, ссылаясь на ее некомпетентность и необъективность.
     29 марта и. о. губернатора области А. Чылабаева на собрании коллектива ТРК обвинила председателя профсоюза облтелерадио Г. Кыдыралиеву в разжигании недовольства среди сотрудников телекомпании и отстранении от должности директора телекомпании Б. Белекова.
     Ранее, 26 марта, на собрании в областной госадминистрации обсуждался вопрос об областной ТРК «Нарын» и ее односторонней работе во время выборов в парламент в пользу кандидата К. Самакова. Это признал и сам директор телекомпании Б. Белеков, который написал заявление об уходе. И.о. директора был назначен Субан Исмакеев. 29 марта его отстранила от этой должности и.о. губернатора А. Чылабаева, ссылаясь на заявление коллектива о возвращении прежнего директора и якобы на решение и.о. премьер-министра К. Бакиева. Несмотря на то, что письменного подтверждения этого решения не было, директором вновь стал Б. Белеков.
     29 марта в ТРК состоялось собрание с участием представителей местной власти, которые официально сообщили о восстановлении в должности Б. Белекова, но не представили документа, подтверждающего факт восстановления. В штабе кандидата И. Кадырбекова считают, что Б. Белеков, восстановленный в должности «неизвестными силами», не имеет морального права продолжать свою деятельность в качестве председателя облтелерадиокомпании. Журналист С. Исмакеев, отвергнутый местными властями, считает, что коллектив телерадиокомпании не способен сориентироваться в нынешней общественно-политической ситуации, так как приучен неукоснительно соблюдать указания «сверху».

     Март, 30
     Ассоциация «Масс-Медиа», Ассоциация Региональных Телерадиовещателей КР (г. Бишкек)
     Ассоциация «Масс-Медиа» и Ассоциация Региональных Телерадиовещателей КР подготовили совместное заявление о кризисной ситуации в электронных СМИ Кыргызстана. «Последние события, произошедшие в стране показали полную несостоятельность электронных СМИ, подконтрольных властным структурам. Во многом кризисная ситуация определялась информационным вакуумом, в котором оказались все жители республики. Бишкекчане были вынуждены получать информацию из иностранных источников, а регионы вообще оказались в информационной блокаде, что позволяет манипулировать сознанием масс», - говорится в заявлении.
     Ассоциации предложила следующее:
     - приостановить действие Постановления ГКРЧ о распределении частот на аукционной основе;
     - создать общественную конкурсную комиссию, которая должна принимать решения о распределении частот на конкурсной основе;
     - разработать правовую основу для перевода Национальной телерадиовещательной корпорации под контроль общества и перевода корпорации в формат Общественного телевидения и радио.

     Март, 31
     СМИ и НПО КР (г. Бишкек)
     31 марта 2005 года было распространено обращение к парламенту и правительству республики, подготовленное представителями СМИ и НПО Кыргызстана, в котором выражена обеспокоенность ситуацией, сложившейся вокруг Национальной телерадиокорпорации. Медиасообщество Кыргызстана призывает к скорейшему преобразованию НТРК в общественную телерадиокомпанию и предлагает следующие шаги для оздоровления ситуации со СМИ в целом:
     - создать Общественный совет для координации деятельности НТРК в период до проведения выборов президента КР;
- приостановить действие постановления ГКРЧ о распределении радиочастот на аукционной основе и разработать «Положение о конкурсе на получение радиочастот»;
     - утверждать руководителя государственного информагентства «Кабар» решением Жогорку Кенеша КР;
     - Правительству КР, органам местной власти в регионах отказаться от учредительства государственных печатных органов, предоставив их трудовым коллективам право функционировать в качестве акционерных обществ.
     Как сказано в обращении, для решения указанных вопросов предлагается создать инициативную группу при Жогорку Кенеше с включением представителей гражданского сектора и СМИ КР.
 
 

НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

     1. Нарушения конституционных гарантий свободы слова и творчества

     Март, 20
     Максуда Айтиева, радио «Салам» (г. Баткен)
     Представители Баткенской областной госадминистрации и начальник областного УВД Шейшенбек Байзаков оказывают давление на директора радио «Салам» Максуду Айтиеву за выпуск в эфир информации о народных волнениях, происходящих в городах Ош и Жалалабат.

     КОММЕНТАРИЙ
     В соответствии с п.9 ст.16 Конституции Кыргызской Республики каждый имеет право на свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений. Следовательно действия должностных лиц Баткенской областной госадминистрации не основаны на законе.
 

     2. Причинение вреда здоровью журналистов

     Март, 23
     Азамат Калман, председатель независимого профсоюза журналистов Кыргызстана (г. Бишкек)
     Во время разгона проходившего в Бишкеке митинга протеста, участники которого требовали отставки президента КР А. Акаева, пострадал председатель независимого профсоюза журналистов Кыргызстана Азамат Калман. Он занимался подготовкой репортажа для международной правозащитной организации IFEX, когда вместе с группой демонстрантов был оттеснен в сторону подземного перехода. Как сообщают очевидцы, сотрудники милиции, предварительно избив журналиста резиновыми дубинками, сбросили его с парапета вниз. В результате падения на ступени подземного перехода с 3-метровой высоты А. Калман получил перелом обеих ног. В данное время пострадавший находится в 4-й горбольнице.

     КОММЕНТАРИЙ
     В данном случае, чтобы дать правовую оценку действиям сотрудников правоохранительных органов, необходимо исходить из степени тяжести причиненного здоровью журналиста вреда. Тем не менее, независимо от того, причинен ли тяжкий либо менее тяжкий вред здоровью, что определяется заключением судебно-медицинской экспертизы, а также независимо от умысла причинивших вред здоровью (умышленно либо по неосторожности) должно быть возбуждено уголовное дело. Кроме того, поскольку сотрудники правоохранительных органов являются, согласно действующему законодательству, должностными лицами, то их действия квалифицируются по совокупности соответствующих статей Уголовного кодекса КР, предусматривающих уголовную ответственность за причинение вреда здоровью человека и за совершение должностных преступлений. Пострадавший может требовать от виновников возмещения морального и материального ущерба, связанного с получением медицинских услуг.
 

     3. Нападения на журналистов и объекты СМИ

     Март, 06
     Нарынская государственная телерадиокомпания (г. Нарын)
     Журналисты Нарынской государственной телерадиокомпании подверглись нападению со стороны неизвестных лиц. Злоумышленники отобрали у них видеокассету с отснятым накануне материалом и скрылись. Правоохранительными органами г. Нарын начато расследование данного инцидента. Имена потерпевших в интересах следствия не разглашаются.

     Март, 10
     Бакыт Орунбеков, «Фергана» (г. Жалалабат)
     Главный редактор независимой газеты «Фергана» Бакыт Орунбеков подвергся нападению во время митинга-протеста сторонников экс-депутата Жогорку Кенеша Абдумуталипа Хакимова, организованного перед зданием Сузакского районного суда. Неизвестные силой отобрали у журналиста редакционный диктофон и цифровую фотокамеру. Предотвратить избиение Б. Орунбекова и возвратить изъятую аппаратуру удалось благодаря вмешательству находившихся поблизости его знакомых.
     В этот день Сузакский районный суд аннулировал результаты парламентских выборов 27 февраля по Базаркоргон-Сузакскому избирательному округу № 27, на которых в первом туре победу одержал Абдумуталип Хакимов. В своем решении суд основывался на том обстоятельстве, что кандидат от данного округа Хакимов на момент выборов имел паспорт гражданина Узбекистана.

     Март, 15
     Раиса Камарли, «Вечерний Бишкек» (г. Бишкек)
     Поверглась нападению корреспондент газеты «Вечерний Бишкек» Раиса Камарли. По словам потерпевшей, в десятом часу вечера она вошла в подъезд. Следом вбежал молодой мужчина, ударил ее в лицо, рванул сумку и выскочил на улицу. По словам сотрудников милиции, нападение было совершено с целью ограбления. Не исключено, что грабитель следил за своей жертвой. Журналистка была госпитализирована. Обследование выявило повреждение челюсти и сотрясение головного мозга.

     Март, 25
     Российский телеканал «Московия - 3 канал» (г. Бишкек)
     Во время ночных съемок в Бишкеке съемочная группа телеканала «Московия – 3 канал» подверглась нападению мародеров, поджигавших супермаркет.
     Как сообщил главный редактор телеканала Петр Толстой, «они вышли из машины, чтобы начать съемку, и на них набросилась толпа мародеров, которые, по всей видимости, не хотели, чтобы их снимали». По его словам, у одного из корреспондентов отняли мобильный телефон. Журналисты успели заскочить в машину, по этой машине толпа начала кидать камни, разбила стекла. Никто из журналистов не пострадал. «Мы их попросили, чтобы они продолжали работать, так как все, что там происходит, важно и нужно для наших зрителей, но попросили съемочную группу не выходить из машины и двигаться на маленькой скорости, чтобы не подвергаться нападениям», - пояснил П. Толстой.

     Март, 25
     Российский телеканал «REN-TV» (г. Бишкек)
     Во время съемок ночных грабежей в Бишкеке неизвестными была избита съемочная группа российского телеканала «REN-TV». У журналиста Леонида Канфера мародеры отняли мобильный телефон.

     КОММЕНТАРИЙ
     Статья 16 Конституции Кыргызской Республики закрепляет право каждого человека на личную неприкосновенность независимо от его правового статуса и социального положения.
     Нападение на журналистов является уголовно наказуемым деянием. В соответствии с Уголовным кодексом Кыргызской Республики все действия по нападению на журналистов, перечисленные в приведенных сообщениях, однозначно образуют состав уголовно наказуемых деяний, т. е. преступлений, и должны квалифицироваться по той или иной статье, предусматривающей ответственность за преступления против личности и собственности, в зависимости от умысла нападавших и тяжести наступивших последствий.
     Если нападавшие преследовали цель воспрепятствовать журналистскому расследованию, то их действия должны быть квалифицированы по совокупности статей УК КР, в том числе по ст. 151 УК Кыргызской Республики.
 

     4. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов и СМИ

     Март, 04
     Камиль Сатканбаев, ТВ «Мезон» (г. Ош)
     Шеф-редактор отдела новостей ошской областной телекомпании «Мезон» Камиль Сатканбаев подвергся незаконным действиям со стороны сотрудников правоохранительных органов.
     По словам потерпевшего, 3 марта, во время съёмок проходившего в Оше митинга сторонников кандидатов в депутаты парламента по 48 избирательному округу Даврана Сабирова и Полотбека Толонова, к нему подошли сотрудники милиции и потребовали отдать видеокассету. Получив отказ, представители органов правопорядка насильно отобрали видеокамеру вместе с отснятым материалом. На требование журналиста обосновать свои действия один из милиционеров сказал, что они действуют согласно распоряжению заместителя начальника УВД Ошской области Эркина Эсеналиева. Видеокамера без кассеты была возвращена журналисту спустя несколько часов.

     Март, 15
     ТРК «КООРТ» (г. Ош)
     Съемочной группе ТРК «КООРТ», работающей в Оше, запретили во время второго тура выборов в Жогорку Кенеш вести съемки на избирательном участке № 292 Жапалакского избирательного округа № 47. Инициатором запрета выступила председатель этого участка Роза Айтматова. «Наши ссылки на Кодекс «О выборах в КР», в частности на 17-ю статью, согласно которой представители СМИ имеют право вести съемки во время хода голосования, были бесполезны», - сообщил руководитель объединенного корпункта «КООРТ и ВБ» Тимур Шаршеналиев.

     Март, 16
     Кубаныч Жолдошов, радио «Азаттык» (г. Ош)
     Собственный корреспондент кыргызской службы радио «Азаттык» по Ошской области Кубаныч Жолдошов подвергся угрозам со стороны заместителя начальника УВД Ошской области Эркина Эсеналиева. Это случилось 15 марта во время проходившего в Оше митинга жителей Каракульджинского района. «Страж порядка выхватил из моих рук диктофон и отдал его лишь после того, как я сказал, что буду обращаться в международные организации с жалобой на воспрепятствование в профессиональной деятельности», - сказал журналист. Э. Эсеналиев обвинил репортера в выдаче в эфир якобы тенденциозных материалов.

     КОММЕНТАРИЙ
     Согласно ст. 16 Конституции Кыргызской Республики, ст. 20 Закона Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» и ст.5 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста» журналист имеет право свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом, а также проводить журналистское расследование, производить в установленном порядке записи, в том числе с использованием технических средств. Действия сотрудников милиции в указанных случаях не основаны на законе. Что касается запрета вести съемку, то, согласно ст.17 п.10 Кодекса о выборах в Кыргызской Республике, представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, осуществлять видеосъемку для информационных передач с места, указанного председателем участковой избирательной комиссии, не нарушая при этом тайны волеизъявления голосующих.
     Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста путем принуждения его к распространению либо отказу от распространения информации образует состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.151 УК Кыргызской Республики. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста, совершенное лицом с использованием служебного положения либо с применением насилия или угрозы его применения, образует состав преступления, предусмотренный ч.2 этой же статьи УК Кыргызской Республики.
 

     6. Препятствование распространению СМИ

     Март, 12
     Радиостанция «Алмаз-Нарын», радио «Азаттык» (г. Нарын)
     В течение двух суток, 10-11 марта, население Нарынской области не имело возможности слушать радио «Азаттык». В момент начала эфира внезапно прекращалось электроснабжение радиостанции «Алмаз-Нарын», занимающейся ретрансляцией передач радио «Азаттык». Областные энергетики объясняют отключение электричества техническими причинами, однако местные журналисты видят в этом политическую подоплеку. «В условиях информационного вакуума, созданного руководством страны, эфир радио «Азаттык» является единственным источником альтернативной информации», - заявили они. Ретрансляция программ радио «Азаттык» осуществляется радиостанцией «Алмаз-Нарын» утром и вечером.

     Март, 15
     ИА «АКИ-press» (г. Бишкек)
     В пресс-центре информационного агентства «АКИ-press», во время пресс-конференции, посвященной прошедшим накануне выборам, отключилось электричество. Подача электроэнергии прекратилась спустя 20 минут после начала мероприятия, когда представители Европейской сети по наблюдению за выборами (ЭНЕМО) говорили о зафиксированных ими нарушениях во время второго тура голосования в парламент - 13 марта 2005 года. В частности, речь шла об оказании давления со стороны местных администраций на избирателей в процессе проведения выборов на избирательных участках страны.
     Попытки эксперта мониторинга выяснить причину отключения электроэнергии не увенчались успехом. Представители районного предприятия электрических сетей отказались от комментариев.

     КОММЕНТАРИЙ
     Если в указанных случаях отключение электричества действительно осуществлялось умышленно, то здесь налицо нарушения требований нормы Конституции КР и других нормативных актов КР, гарантирующих права граждан на свободное получение информации, а также права журналистов свободно распространять информацию. Кроме того, согласно ст.17 Закона КР «Об электроэнергетике», потребители вправе обратиться с жалобой на распределяющее предприятие в Государственное агентство по энергетике при Правительстве КР или в суд, если прерывание электроснабжения и ухудшение его качества происходит по вине поставщика.
 

     7. Необоснованное изъятие СМИ

     Март, 23
     «Аналитика» (г. Бишкек)
     В Бишкеке, во время митинга за отставку президента КР А. Акаева, сотрудниками милиции была предпринята попытка изъятия части тиража независимой газеты «Аналитика», распространяемой сотрудниками редакции среди митингующих.
     Сотрудники милиции, а также неизвестные молодые люди с красными нарукавными повязками разорвали несколько упаковок с очередным номером независимой газеты. Кроме того, они пытались вырвать отдельные номера газеты из рук участников митинга.

     КОММЕНТАРИЙ
     В данном случае действия сотрудников милиции не основаны на законе. Согласно ст.13 Закона КР «О средствах массовой информации» приостановление или запрещение распространения продукции СМИ допускается исключительно по решению суда. Своими действиями сотрудники милиции нарушили ст.16 Конституции Кыргызской Республики, закрепляющую право граждан на свободное получение и распространение информации.
 

     5. Незаконное ограничение доступа к веб-сайтам

     Март, 01
     Улан Мелисбек (г. Сан-Франциско)
     В течение 5 суток шла атака на независимое он-лайн издание «www.gazeta.kg». Как заявил редактор сайта Улан Мелисбек, злоумышленники не оставляют попытки вывести из строя сервер, на котором находится веб-ресурс. «Мы ищем пути окончательного решения данной проблемы и надеемся в скором времени восстановить нормальную работу», - сказал он. Как сообщил У. Мелисбек, ссылаясь на информацию, полученную из надежного источника, решение о нейтрализации оппозиционных сайтов было принято в Бишкеке.

     Март, 03
     Независимые он-лайн издания
     Некая группа, называющая себя «Shadow Team» (Теневая Команда), взяла на себя ответственность за продолжающиеся с 25 февраля 2005 года атаки, дестабилизирующие деятельность Интернета в Кыргызстане.
     В сообщениях, отправленных по электронной почте провайдерам «АзияИнфо» и «Элкат», данная группа угрожает продолжать атаки на их серверы до тех пор, пока не будут закрыты несколько размещенных у них веб-сайтов. Напомним, накануне первого тура парламентских выборов в Кыргызстане подверглись техническим сбоям и преднамеренным взломам веб-сайты, принадлежащие политическим партиям, независимым СМИ и информационным агентствам. Злоумышленники одновременно действовали по нескольким направлениям. В результате несанкционированной рассылки огромного количества спама на электронные адреса пользователей были забиты каналы связи, вследствие чего замедлился доступ к местным веб-ресурсам. Резкое увеличение трафика, связанное с нарушениями в работе хостинговых услуг, привело к тому, что провайдеры России и Европы заблокировали доступ к IP адресам провайдеров «Элкат» и «АзиаИнфо», занимающим более 80% рынка интернет - услуг в стране. В результате размещенные у них ресурсы стали недоступны за пределами Кыргызстана.
     Одновременно в отношении отдельных сайтов, расположенных на зарубежных серверах, осуществлялась массированная DoS-атака, заключающаяся в организации циклических запросов на сервер с целью выведения его из строя. В результате данной акции на несколько дней была полностью блокирована деятельность таких он-лайн изданий, как «Газета.КГ» (www.gazeta.kg), «Kurgyz.US» (www.kyrgyz.us) и «ЦентрАзия» (www.centrasia.ru).

     Март, 10
     Веб-сайт газеты «Res Publica» (г. Бишкек)
     С 27 февраля по 9 марта 2005 года провайдером «Элкат» была временно приостановлена поддержка веб-сайта газеты «Res Publica». Данное решение было предварительно согласовано с редакцией независимого издания.
     Напомним, 25 февраля серверы крупнейших провайдеров Кыргызстана подверглись атакам, вызвавшим сбой в их работе. Ответственность за действия, дестабилизировавшие деятельность Интернета в Кыргызстане, взяла на себя некая группа, называющая себя «Shadow Team» (Теневая Команда). Она угрожает продолжать атаки на серверы провайдеров «АзияИнфо» и «Элкат» до тех пор, пока не будут закрыты размещенные у них веб-сайты газет «МСН» (www.msn.kg) и «Res Publica» (www.respublica.kg).

     Март, 31
     Веб-портал «ЦентрАзия»
     В адрес информационного веб-портала «ЦентрАзия» пришло письмо от неизвестных хакеров, заблокировавших в период парламентских выборов в Кыргызстане деятельность ведущих оппозиционных сайтов. Они заявили, что только сейчас осознали все последствия акции по воспрепятствованию доступа к объективной информации и считают себя ответственными за те беспорядки, которые произошли в стране.
     «В начале февраля на нас вышел человек, назвавший себя патриотом Киргизии. Он спросил, сможет ли наша группа заглушить несколько информационных сайтов и, не торгуясь, сразу оплатил выставленный нами счет. В случае если нам будет гарантирована безопасность и при условии, что атакованные нами веб-сайты откажутся от каких-либо притязаний, мы готовы приехать в Бишкек и выступить на пресс-конференции», - говорится в письме.

     КОММЕНТАРИЙ
     Подобные случаи в предыдущих мониторингах были нами неоднократно прокомментированы. Тут речь идет не только о нарушении прав граждан на свободное получение и распространение информации, гарантированные ст. 16 Конституции Кыргызской Республики, а также о нарушении обязательства провайдера перед пользователем Интернета.
 

     8. Незаконное задержание журналистов

     Март, 10
     Алымбек Азимканов, Рафшан Ризакулов, Национальная телерадиовещательная корпорация (г. Жалалабат)
     Участники длящегося уже неделю в Жалалабате пикета протеста задержали редактора областного филиала Национальной телерадиовещательной корпорации Алымбека Азимканова и оператора Рафшана Ризакулова, которые снимали сюжет для вечернего выпуска новостей. Свои действия пикетчики объяснили тем, что государственное телевидение необъективно отражает происходящие в Жалалабате политические процессы, давая в эфир предвзятую и искаженную информацию. Продержав журналистов около 3 часов в кольце из 50 человек, их отпустили.
     Несколькими часами ранее около 400 пикетчиков пришли к зданию областного телевидения и потребовали предоставить им эфир. Руководитель телеканала Б. Калыков отказал им, сославшись на то, что сетка вещания не позволяет сделать это.
     В Жалалабатском аэропорту были насильно задержаны и доставлены в штаб пикетчиков четверо телеоператоров из Бишкека, прилетевших для освещения второго тура выборов. Спустя некоторое время они были освобождены сотрудниками правоохранительных органов.

     Март, 11
     Азамат Бакиров, ТВ «Аян» (г. Нарын)
     Утром 11 марта, когда оператор телекомпании «Аян» Азамат Бакиров у здания Нарынской облгосадминистрации снимал сюжет для вечерних новостей, к нему подошли два сотрудника милиции и, без объяснения причин, приказали прекратить съемку и удалиться с площади. В ответ на просьбу обосновать данное требование милиционеры препроводили журналиста в здание областного УВД. Через несколько часов, после вмешательства руководства телекомпании «Аян», А. Бакиров был отпущен.

     Март, 14
     Табыш Назаркулов, НТРК, Улан Абдрахманов, КООРТ (г. Талас)
     Корреспондент НТРК (Национальной телерадиовещательной корпорации) КР Табыш Назаркулов и специальный корреспондент КООРТ (Кыргызского общественно-образовательного радио и телевидения) Улан Абдрахманов в течение суток находились в качестве заложников в здании Таласской областной госадминистрации, которое было захвачено митингующими избирателями. Так они протестовали против действий губернатора Искендера Айдаралиева и его административной команды в период предвыборной агитации. У журналиста Т. Назаркулова митингующие сломали мобильный телефон и видеокассету.

     Март, 23
     Эсенгул Жунушев, Нарынская областная государственная телерадиокомпания (г. Нарын)
     Председатель профсоюзной организации Нарынской областной государственной телерадиокомпании Гульжан Кыдыралиева сообщила о том, что митингующие избиратели в Кочкорском районе в течение 9 часов держали в заложниках корреспондента этой телекомпании Эсенгула Жунушева, откомандированного к месту событий. Ему пришлось выслушать в свой адрес упреки в необъективности и пресмыкательстве перед властью. Во время задержания его избивали неизвестные лица, снимали на видео и фотопленку, повесив ему на грудь транспарант с надписью «Голосую за врага народа - Усубалиева».
     Избиратели этого района при выборах парламента 27 февраля дали 62 % протестного голосования (это первый факт такого рода за всю историю выборов в республике). Это был их массовый протест против 86-летнего кандидата в депутаты Турдакуна Усубалиева (бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Киргизии), которого администрация Акаева агрессивно навязывала электорату, сняв с дистанции его сильного конкурента. Верховный суд встал на защиту интересов Т. Усубалиева и отменил своим беспрецедентным решением волю избирателей, заявленную в день выборов в количестве 14691 голоса (62 % от общего числа голосовавших).

     Март, 23
     Болотбек Марипов, «Общественный рейтинг» (г. Бишкек)
     Во время разгона сотрудниками милиции участников состоявшегося в Бишкеке митинга протеста за отставку президента КР А. Акаева был задержан журналист газеты «Общественный рейтинг» Болотбек Марипов. Вместе с 20-ю другими задержанными его посадили в автобус и препроводили в Первомайское РОВД г. Бишкека, где на них оказывалось сильное моральное давление. Согласно полученной информации сотрудники милиции, скрутив руки Б. Марипову, насильно отвели его в отдельную камеру.

     КОММЕНТАРИЙ
     В соответствии со ст.16 п.3 Конституции КР каждый гражданин, в том числе и журналист, имеет право на свободу и личную неприкосновенность, поэтому в указанных случаях однозначно нарушены права журналистов.
     Действия вышеуказанных лиц подпадают под действие ст. 324 ч.1 Уголовного кодекса КР, согласно которой заведомо незаконное задержание наказывается штрафом в размере до пятидесяти минимальных месячных заработных плат либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; также под действие ст. 125 УК КР, которая предусматривает уголовную ответственность, а именно арест на срок от трех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до трех лет за незаконное лишение человека свободы не связанное с его похищением. То же деяние, если оно совершено:
     - группой лиц по предварительному сговору;
     - с применением насилия, опасного для жизни и здоровья;
     - в отношении двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
     - если они совершены организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
 

     9. Нарушение трудовых прав журналистов

     Март, 07
     Козубек Иманкулов, «Талас турмушу» (г. Талас)
     Главный редактор Таласской областной газеты «Талас турмушу» Эрмек Уметов отказал журналисту Козубеку Иманкулову в предоставлении очередного трудового отпуска. Отказ он мотивировал тем, что не позволит своим сотрудникам участвовать в предвыборной агитации оппозиционно настроенного к властям кандидата в депутаты Жогорку Кенеша (парламента) КР Болота Шерниязова.

     Март, 24
     Сайракан Бекташева, «Акыйкат» (г. Жалалабат)
     Бывшая сотрудница Жалалабатской областной государственной газеты «Акыйкат» Сайракан Бекташева обратилась в суд с иском к главному редактору газеты Орозалы Карасартову. По ее мнению, он необоснованно уволил ее с должности ответственного секретаря. В этой газете она проработала около 10 лет, имеет премии за хорошие показатели в работе. С. Бекташева требует восстановления ее в прежней должности.

     КОММЕНТАРИЙ
     В первом случае со стороны главного редактора допущено нарушение норм трудового законодательства КР. Так, в соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Кыргызской Республики, работодатель обязан предоставлять своим работникам ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 11 месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения 11 месяцев.
     Что касается второго случая, то здесь необходимо исходить из того, что послужило основанием для освобождения С. Бекташевой от занимаемой должности.
 

     10. Необоснованное требование о прекращении деятельности СМИ

     Март, 21
     Общественный фонд «Элим учун, элим менен» (г. Бишкек)
     Проправительственный общественный фонд «Элим учун, элим менен» обратился к официальным властям с требованием закрыть все независимые СМИ Кыргызстана. «Ликвидировав эти издания, занимающиеся общественным идеологическим терроризмом, мы не только поддержим, но и защитим дорогого нам человека - президента КР Аскара Акаева», - говорится в заявлении фонда.
     Напомним, ранее общественный фонд «Элим учун, элим менен» выступил с идеей продления полномочий действующего главы государства и установления 7-летнего срока президентских полномочий.

     КОММЕНТАРИЙ
     Требование общественного фонда «Элим учун, элим менен» в данном случае является необоснованным. Согласно ст. 8 Закона КР «О средствах массовой информации» прекращение деятельности средства массовой информации возможно по решению учредителя либо суда в случае нарушения требований указанного закона.
 

     11. Нарушение хозяйственных прав журналистов

     Март, 11
     Печатные СМИ (г. Жалалабат)
     11 марта по вине областной типографии был сорван выход всех жалалабатских печатных изданий. Полиграфисты объясняют это отсутствием на складе газетной бумаги, но местные журналисты видят здесь политическую подоплеку. По их мнению, выглядит подозрительным то, что бумага кончилась как раз накануне истечения срока предвыборной агитации кандидатов в Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызской Республики.

     Март, 13
     Нарынская государственная областная телерадиокомпания (г. Нарын)
     Кандидат в депутаты Жогорку Кенеша КР Турдакун Усубалиев не оплатил Нарынской государственной областной телерадиокомпании стоимость использованного эфирного времени. «20 февраля 2005 года на телеканале вышел его агитационный ролик длительностью в 31 минуту. С вычетом 10 минут положенного бесплатного эфира кандидат должен компании 31 500 сомов ($ 780)», - сообщила председатель профсоюза телерадиокомпании Гульжан Кыдыралиева.

     Март, 23
     Ырысбек Омурзаков, «Трибуна» (г. Бишкек)
     Государственный полиграфический концерн «Учкун» известил газету «Трибуна» о досрочном расторжении договора на аренду помещения в связи производственной необходимостью. Однако, по мнению главного редактора «Трибуны» Ырысбека Омурзакова, причина незаконного выселения правозащитного издания в другом. «Начальник административно-хозяйственной части сообщил мне, что руководство «Учкуна» исполнило волю государственного секретаря КР Осмонакуна Ибраимова, велевшего убрать редакцию газеты из здания государственного концерна», - сказал он.

     КОММЕНТАРИЙ
     В двух первых случаях средство массовой информации или его собственник вправе, как и любой хозяйствующий субъект, предъявить иск по обязательствам, возникшим из-за причинения вреда или неисполнения условий договора, и потребовать возмещения всех убытков, расходов, упущенной выгоды. СМИ также вправе потребовать по суду неукоснительного исполнения условий договора и возмещения виновной стороной всех расходов при их ненадлежащем выполнении.
     Что касается последнего случая, то здесь необходимо исходить из содержания договора об аренде помещения между Государственным полиграфическим концерном «Учкун» и газетой «Трибуна». Если редакция газеты «Трибуна» считает, что досрочное расторжение указанного договора нарушает условия договора, то она вправе обратиться в суд и потребовать неукоснительного исполнения условий договора.
 
 

КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

     1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из фактов публикации определенных сведений

     Март, 04
     Национальная телерадиовещательная корпорация (г. Жалалабат)
     Экс-кандидат в депутаты Жогорку Кенеша от Жалалабатского избирательного округа № 30 Жусупбек Бакиев заявил о намерении подать в суд на руководство государственного телеканала. По его словам, показанные накануне 1 тура парламентских выборов сюжеты нанесли моральный ущерб его семье и избирателям. «Эта акция была санкционирована руководством страны, готовилась заранее и была направлена против моего брата, Курманбека Бакиева, который планировал выдвигаться от Жалалабатского округа», - считает Ж. Бакиев.
     Напомним, 26 февраля 2005 года, накануне парламентских выборов, по каналу Национальной телерадиовещательной корпорации прошли телепередачи, где утверждалось, что сотрудники предвыборного штаба кандидата в депутаты Ж. Бакиева занимались изготовлением фальшивых денег.

     Март, 04
     Радио «Алмаз-Нарын» (г. Нарын)
     С жалобой на радио «Алмаз-Нарын» обратился в окружную избирательную комиссию кандидат в депутаты Жогорку Кенеша КР К. Самаков. Он обвиняет независимую радиостанцию в распространении недостоверных сведений и требует опровергнуть вышедшую накануне в эфир информацию о якобы имевших место фактах подкупа избирателей со стороны его доверенных лиц.
     Ранее в программе радиостанции «Биздин жашоо» прозвучала информация о подкупе голосов и раздаче избирателям алкогольных напитков.

     Март, 13
     Дамир Калыков, «АКИ-press» (г. Нарын)
     Губернатор Нарынской области Шамшыбек Медетбеков заявил о своем намерении подать в суд на корреспондента информагентства «АКИ-press» Дамира Калыкова, которого он обвиняет в распространении искаженной и недостоверной информации. Как сообщил Ш. Медетбеков, в данный момент он занят подготовкой соответствующих документов.

     КОММЕНТАРИЙ
     В первом случае допущено нарушение требований ст. 31 Кодекса «О выборах в Кыргызской Республике», где установлено, что предвыборная агитация «за» или «против» любого кандидата прекращается за 24 часа до начала голосования. Указанная информация появилась на канале НТРК вечером 26 февраля 2005 года, а выборы должны были состояться 27 февраля 2005 года с 8.00 до 20.00.
     Что касается следующих сообщений, действительно, в соответствии со ст.17 Закона КР «О средствах массовой информации», гражданин или организация вправе требовать от средства массовой информации опровержения обнародованных сведений, не соответствующих действительности или порочащих их честь и достоинство. Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации. Опровержение или ответ публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение; в газетах - не позднее месяца со дня поступления требования, в иных периодических изданиях - в очередном выпуске. В случае отказа в опровержении сообщения заинтересованная сторона вправе обратиться в суд. При этом необходимо отметить, что, в соответствии с требованиями ст. 60 ГПК КР, истец обязан доказать факт распространения порочащих сведений лицом, которому предъявлен иск, а на ответчика возлагается обязанность доказывания соответствия распространенных сведений действительности.
     Кроме того, в соответствии со ст. 18 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, при рассмотрении гражданских дел, возбужденных в порядке указанной статьи, судам необходимо с исчерпывающей полнотой выяснить: были ли распространены сведения, об опровержении которых предъявлен иск, порочат ли они честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или деловую репутацию юридического лица, соответствуют ли эти сведения действительности.

[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg