Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Среда, 17 Января, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Август 2002 г.


СУДЕБНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

     ДОПРОС ЖУРНАЛИСТКИ
     27 августа 2002 года ошская журналистка Буажар Калматова была вызвана на допрос к старшему инспектору УВД Ошской области Сапару Жолдошеву. Это было связано с тем, что во время пресс-конференции 23 августа Б. Калматова (главный редактор газеты «Чындык») обвинила сотрудницу паспортного стола в том, что она чинила ей препятствия в получении паспорта. Журналистку вызвали с целью дачи показаний, но туда она не явилась. Сотрудница паспортного стола намерена подать иск против журналистки за клевету и моральный ущерб.
 

ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ, А ТАКЖЕ ЕЕ НЕПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ

     ГОСЧИНОВНИК НЕ ДАЕТ ИНФОРМАЦИЮ
     8 августа 2002 года Президент Фонда развития СМИ и защиты прав журналистов из Оша Алишер Токсонбаев сообщил, что несколько раз обращался к начальнику ТУРМа (территориальный узел радиолинейных магистралей телевидения и радиовещания) Таалаю Асанову. Госчиновник пообещал дать информацию о порядке прохождения трансляций через ТУРМ, но потом стал волокитить. Потребовал принести ему письмо. А. Токсонбаев принес, но и это не помогло. Чиновник уклоняется от ответов на вопросы.
 

ИНИЦИАТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

     КОНКУРС ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
     Местное бюро ОБСЕ города Ош объявило конкурс для журналистов. Победители получат гонорары, лучшие из них поедут в Ташкент на 4-ю конференцию СМИ государств Центральной Азии, которая состоится 26-27 сентября. Основная тематика конкурса: обзор событий, борьба против терроризма; свобода прессы и религия; журналистское расследование о коррупции. В конкурсе могут участвовать журналисты всех печатных и электронных СМИ.

     МИНИСТР ОДОБРЯЕТ ПОДПИСКУ НА ГАЗЕТЫ
     Правительственная газета «Кыргыз Туусу» 13 августа 2002 года с радостью сообщила как министр по делам самоуправления и регионального развития Т. Омуралиев провел в своем ведомстве совещание, на котором особо отметил, что одной из главнейших задач местных самоуправлений является организация подписки на государственные газеты и журналы.

     СУДЬБА ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА
     15 августа 2002 года Фонд «Журналисты в беде» обратился к Президенту Аскару Акаеву с заявлением, в котором содержится просьба о помиловании бывшего корреспондента Кыргызского государственного телевидения Самагана Орозалиева. Он был арестован 28 мая 2001 года в городе Джалал-Абаде по обвинению в получении взятки. 1 ноября 2001 года Джалал-Абадский городской суд вынес приговор о лишении Орозалиева свободы сроком на 9 лет. 25 июня 2002 года Верховный суд Кыргызской Республики его в силе. Просьба о помиловании мотивирована состоянием здоровья осужденного, у него констатирована врачами болезнь сердца. На его иждивении безработная жена, четверо детей и престарелая мать.

     КОНКУРС ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
     28 августа 2002 года Ошская областная госадминистрация объявила конкурс для журналистов «Алтын калем» (Золотое перо), приуроченный к Дню печати и информации, который отмечается 7 ноября. Главными критериями к конкурсным материалам являются отражение хода социально-экономических реформ в Ошской области. Жюри будут рассмотрены также телесюжеты, газетные статьи и радиопередачи о единстве народов Кыргызстана, об укреплении межнациональной дружбы. Денежные премии определены от 1000 до 7000 сомов ($10-$140). Вручение состоится 7 ноября 2002 года.
 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СМИ

     ОБЛАСТНАЯ ТИПОГРАФИЯ ОБЗАВЕЛАСЬ СОБСТВЕННЫМ ИЗДАНИЕМ
     5 августа 2002 года вышел в свет первый номер газеты «Ак-Буура кабар Юг». Учредителем издания выступило акционерное общество «Ошоблтипография». По словам главного редактора Калдара Койлубайтегина, это новое СМИ рекламно-информационного характера будет выходить тиражом в 1500 экземпляров.
     В настоящее время в области издаются две газеты аналогичного направления-«Пресс-парк» и «Ош экран».

     ЮБИЛЕЙ «ВЕЧЕРНЕГО БИШКЕКА»
     В августе 2002 года ежедневная газета «Вечерний Бишкек» торжественно отметила 44-летие выхода в свет «Вечерней газеты». Власти города вручили редакции премию и ценные подарки.

     НОВАЯ ГАЗЕТА В ОШСКОЙ ОБЛАСТИ
     13 августа 2002 года эксперт мониторинга из Оша сообщил, что с сентября этого года в городе Кара Суу Ошской области начнет издаваться газета «Хакикат нури» на узбекском языке. В Кара Суйском районе проживают 110 тысяч узбеков, а существует только одна газета «Эмгек майданы», издающаяся на кыргызском языке. Узбекская часть населения района лишена возможности получать информацию о новостях в районе на родном языке. Это и стало причиной открытия новой газеты, учредителем которой выступил спортивно-коммерческий центр «Муминжон».

     НЕЗАВИСИМАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ ИСПЫТЫВАЕТ ПРОБЛЕМЫ
     С марта 1999 года в Кадамджайском районе работает ТВ «Центр», вещание которого охватывает Баткенскую область. Сегодня независимая телекомпания испытывает проблему в техническом оборудовании, необходимом для более качественного вещания, а также обеспечения дизайна и эстетики в эфире.
     В связи с этим администрация независимой телекомпании обратилась к жителям Баткенской области поддержать развитие местного телевидения.

     «ОШ ЖАНЫРЫГЫ» ОБЗАВЕЛАСЬ ПРИЛОЖЕНИЕМ
     10 августа 2002 года редакция областной кыргызскоязычной газеты «Ош жанырыгы» начала выпускать приложение «Инсан». Оно будет выходить раз в месяц, как вкладыш к газете «Ош жанырыгы», тираж которой составляет 6000 экземпляров.

     ПИШУЩИЕ МАШИНКИ В ВЕК КОМПЬЮТЕРОВ
     15 августа 2002 года эксперт мониторинга по Баткенской области Ташмахамат Орозов сообщил об условиях существования СМИ в этом отдаленном южном регионе. В областном центре выходят всего три газеты- государственная «Баткен таны», частная «Алтын Бешик» и исламская «Ыйман Авазы». Международный фонд толерантности содержит в Баткене радио «Салам», но мощности передатчика хватает на радиус менее 20 километров. Печатные органы трех районных и двух городских госадминистраций влачат жалкое существование в виду мизерного финансирования. Они выходят лишь 2 раза в месяц. Зарплата журналистов 400-500 сомов, она идет с задержкой в несколько месяцев. Приостановили печатание газеты «Шахтер жолу» (г. Сулюкты), «Металлург» (п. Кадамжай) и «Мезгил жарчысы» (г. Кызыл-Кия). Типографии с офсетной печатью в области нет. Редакции газет не имеют компьютеров, материалы готовят на старых пишущих машинках, сохранившихся с эпохи Советского Союза.

     ПЛАТА ЗА КРИТИКУ
     16 августа 2002 года эксперт мониторинга Т. Орозов из Кадамжая сообщил о тяжелой ситуации, сложившейся вокруг газеты «Эл жарчысы» (печатный орган Кадамжайской райгосадминистрации). Заместитель редактора Т. Маматкаримов рассказал ему следующее: «Газета выходит тиражом 830 экземпляров 2 раза в месяц. Зарплату получаем с отсрочкой. Из запланированных в бюджете на этот год 72000 сомов получили только 18000 сомов. Районное руководство выразило свое неудовольствие на критическую статью «Прокурор как пугало и прикрытие», которую мы опубликовали в нашей газете».

     ЗАРПЛАТА НЕЗАВИСИМОЙ ГАЗЕТЫ
     16 августа 2002 года в адрес мониторинга поступила информация из Баткена. Заместитель редактора неправительственной газеты «Алтын Бешик» (Баткенская область) Маширап Токсонбаев сообщил, что 20 сотрудников газеты не получают зарплату в течении 6 месяцев. Главный редактор «Алтын Бешика» в июле месяце официально сообщал, что газета выиграла грант от Фонда «Евразия» на сумму $ 6000.

     ГРАНТ ГАЗЕТЫ «АЛТЫН-БЕШИК»
     Недавно главный редактор газеты «Алтын Бешик» Э. Эратов информировал всех о получении гранта от Фонда Евразия в размере 6000 долларов США. Однако сотрудники Фонда это не подтверждают. Технический ассистент этой организации Максим Дундуков сообщил, что они не слышали о существовании газеты «Алтын Бешик».
     Сотрудники газеты жалуются, что в течение 6 месяцев не получают ни гонораров, ни зарплаты.

     В БАТКЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОЖИДАЕТСЯ ВЫХОД В СВЕТ НОВОЙ ГАЗЕТЫ
     С сентября 2002 года в селе Пульгон Баткенской области будет издаваться еженедельный информационный вестник «Кадам» («Шаг»). Газета будет выходить ежемесячно тиражом в 1000 экземпляров. Формат 8 полос, язык издания - русский и кыргызский. Вестник создается с целью информирования жителей Кадамджайского района о событиях, происходящих в регионе, стране и мире.
     Основное внимание будет уделяться молодежной тематике, правам потребителей. «Кадам» будет финансироваться за счет рекламных средств от публикации платных объявлений.

     ПОПУЛЯРНАЯ ГАЗЕТА ЮЖНОГО КЫРГЫЗСТАНА НАБРАЛА ВЕС
     С 23 августа 2002 года самая тиражная на юге Кыргызстана развлекательная газета «Пресс-Парк» (6000 экз.) начала выходить на 12 полосах (вместо прежних восьми). Теперь издание приобрело статус информационного и на его страницах будут публиковаться собственные новости, а также сообщения республиканских информационных агентств.
     Как сообщил редактор газеты Павел Громский, увеличение объема газеты связано с тем, чтобы широко освещать городские и региональные новости. Цена осталась прежней - 5 сом.

     ТЕЛЕКОМПАНИЯ «НБТ» МЕНЯЕТ СВОЙ ИМИДЖ
     Независимое Бишкекское Телевидение переходит на новый стиль работы. Изменение коснулось маркетинговой стратегии, технического обеспечения и производства программ. Возобновилась ретрансляция российского канала ТВС (ТВ-6).
     Планируется перевести вещание информационных программ телеканала из режима записи в режим прямого эфира. Создается еженедельная информационно-аналитическая программа «7+1», которая будет выходить по понедельникам.
     Ведущим программы будет известный тележурналист Бакыт Чермашев.

     ДОЛГИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
     По информации полученной 29 августа 2002 года от таласского эксперта К. Имакулова, районные газеты «Кара-Буура кабарлары», «Эмгекке данк» и «Айыл жарчысы» из-за финансовых проблем перестали издаваться. Задолженность областной газеты «Талас турмушу» перед местной типографией составил уже 100 тысяч сомов ($2000).

     ЗАКРЫВАЕТСЯ БИШКЕКСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
     23 августа 2002 года в адрес мониторинга поступило сообщение о том, что с 1-го ноября 2002 года информационно-аналитический сайт ICB (Инфоцентр «Бишкек») - www.icb.kg вынужден будет прекратить свою деятельность. Причина в отсутствии денежных средств для поддержания работы.
     Проект развития этого информационно-аналитического бюро получил отказ на заседании правления Фонда «Сорос-Кыргызстан».
 

ВЛАСТЬ И ГРАЖДАНСКИЙ СЕКТОР

     В НАРЫНЕ ПРОШЕЛ МИТИНГ В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И СВОБОДЫ СЛОВА
     5 августа 2002 года в г. Нарын комитет по защите депутата Ишенбая Кадырбекова провел митинг, в котором приняли участие около 100 человек. Участники акции подготовили обращение к президенту А.Акаеву и премьер-министру Н.Танаеву. Они потребовали прекращения судебного разбирательства по делу И.Кадырбекова, а также преследований независимых СМИ, в частности радио «Азаттык». Участники митинга заявили, что если их требования не будут выполнены, то они намерены отстаивать их в Бишкеке.
 

КОНФЛИКТ

  РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ
  2 августа 2002 года эксперт мониторинга из Таласа сообщил, что после выступления 26 июля в президентской резиденции на «круглом столе-3» председателя ОО «Журналисты» К. Мамбеталиева (он критически отметил, что таласская областная газета не может оплатить свои долги областной типографии) губернатор области К. Карачалов традиционно отреагировал на указанные факты, когда возвратился в Талас. Руководитель областной газеты Э. Уметов тут же начал выдавливать из редакции журналиста К. Иманкулова, который дал широкую огласку местным фактам. Что касается ситуации с типографией, то она согласилась отпечатать очередной тираж газеты лишь после гарантийного письма от областного финансового управления о том, что задолженность газеты будет погашена в течении 15 дней.

     КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ СМИ В ЧУЙСКОЙ ОБЛАСТИ
     В городе Кара-Балте издаются две независимые газеты «Весть» и «Пятница», а также государственная «Новое время». Есть собственное радио и филиал ТРК «Пирамида», по которому транслируются местные новости. Эти СМИ ведут борьбу за рекламный рынок. Борьба резко обострилась с появлением новой газеты «Пятница», которая стала конкурентом газеты «Весть». Сейчас их редакторы бескомпромиссно противостоят друг другу. Весть появилась 7 лет назад и без особого труда вытеснила с рекламного рынка местные правительственные газеты Жайылского, Панфиловского и Московского районов. Малотиражные печатные органы районных администраций были вынуждены признать свое поражение. Сейчас конкуренция идет между газетами «Весть» (тираж 8000 экземпляров) и «Пятница» (тираж 5000 экземпляров). И та и другая еженедельно выходят на 12 полосах. Розничная цена -5 сомов. Газета «Весть» наработала рекламный рынок, в ней есть программа местного канала ТРК «Пирамида-Кара-Балта». Учредители газеты одновременно руководят филиалом «Пирамиды». Газета «Пятница» преподнесла конкурентам сюрприз, неожиданно напечатав программу Кара-Балтинской «Пирамиды». Напечатать это они могли с разрешения Бишкекской «Пирамиды». Редактор газеты «Весть» Иван Кутимов считает, что они украли их интеллектуальную собственность, но подавать в суд на газету «Пятница» не хотят. Выход из конфликтной ситуации он видит в снижении цены своей газеты.

     ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ В ТАЛАСЕ
     12 августа 2002 года эксперт мониторинга из Таласа сообщил об инциденте, связанном с деятельностью правоохранительных органов. 6 августа 2002 года сотрудники милиции г. Таласа Марат Жайбеков и Улан Шамбетов избили жителя села Орто-Арык Таласского района Ислана Кулжабаева, задержав его по подозрению в краже. Избитый попал в больницу, а его мать обратилась с заявлением к местным СМИ. Корреспонденты газеты «Агым» К. Иманкулов, телеканала КООРТ У. Абдрахманов, газеты «Эркин-Тоо» Б. Боромбаев начали журналистское расследование.
     В городском отделе внутренних дел устроили панику, провоцируя на скандал. Милиционеры вырвали из рук журналистов удостоверения и пытались насильно отобрать видеокамеру и кассеты. Журналисты проявили выдержку и стойкость. 8 августа 2002 года они в официальной форме проинформировали начальника УВД Таласской области Н. Каримбердиева о противоправных действиях сотрудников милиции.
     После этого зарвавшиеся милиционеры были вынуждены принести свои извинения журналистам. По факту их действий начато служебное расследование.

     ИНЦИДЕНТ В ОШЕ
     19 августа 2002 года в адрес руководителя мониторинга поступило письмо от директора независимого телеканала Ош-ТВ Халила Худайбердиева. Он сообщил следующее: «8 августа 2002 года примерно в 17.40 часов в студию ТРК «Ош-ТВ», находящуюся по адресу г. Ош, ул.Ш. Руставели, 18/7, явились 3 человека с требованием выключить телевещание (передатчик), пытались войти в аппаратную. Дежурному монтажеру удалось вывести их из студии и быстро обратиться в отдел охраны, после чего эти люди ушли. Из их слов было ясно, что они проявляют нетерпимость и раздражение в связи с наличием в наших программах узбекского языка вещания».

     НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СМИ ВНЕ ЗАКОНА
     Джалал-Абадское областное управление юстиции признает действительными лишь те объявления, которые опубликованы в правительственных республиканских газетах «Слово Кыргызстана» и «Эркин-Тоо». Предприниматель, в случае утери учредительных документов своей организации, обязан подать объявление об этом только в вышеназванные газеты, т. к. подобные объявления, опубликованные в других СМИ, областным управлением юстиции считаются недействительными и не признаются. В Джалал-Абадскую область поступает 1000 экземпляров «Эркин-Тоо» и 200 экземпляров «Слово Кыргызстана». Население Джалал-Абадской области - 800 тысяч человек.

     ГДЕ ДЕНЬГИ «ЧЫНДЫК ТУУСУ»?
     Джалал-Абадская областная газета «Акыйкат» (№ 66-67, 2002 г.) в рубрике «Криминальная хроника» опубликовала информацию об инциденте в редакции местной газеты «Чындык Туусу». Разыскивается бухгалтер этой газеты Базаркул Манапбаев (работал с марта 2000 года до мая 2002 года), который присвоил имевшиеся на счету редакции 81558 сомов ($1800 США). Этот факт выявлен отделом по борьбе с экономической преступностью и коррупцией местного УВД. Учредителями и спонсорами газеты «Чындык Туусу» являются правоохранительные и фискальные органы Джалал-Абадской области.

     ОБМАНУЛИ СТУДЕНТОВ
     27 августа 2002 года выпускник Ошского Государственного Университета Искандер Рапиев (тележурналист ТРК Ош) сообщил о том, что он, закончив учебу в этом году, получил диплом об окончании ВУЗа по специальности «Преподаватель кыргызского языка и литературы», хотя там должны были указать дополнительную специальность «журналист». Все выпускники университета возмущены тем, что их обманули. Когда они поступали на учебу, то им обещали, что они получат дополнительную специальность. Студенты прослушали лекции и семинары по журналистике. Но оказалось, что факультет кыргызской филологии ОшГУ не имеет лицензии на право обучения студентов по дополнительной специальности «Журналистика». Обманутые выпускники намерены обратиться в соответствующие органы и привлечь администрацию факультета к ответственности.

     ЗДАНИЕ ДЛЯ ОБЛАСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
     28 августа 2002 года главный редактор телерадиокомпании Таласской области Машакбай Рахманкулов (по совместительству он является корреспондентом радио «Азаттык») проинформировал эксперта Козубека Иманкулова о том, что по приказу губернатора области Кенеша Карачалова здание облтелерадиокомпании передано ГОВД г.Талас. В связи с тем, что в здании, куда должна переехать телерадиокомпания, идут ремонтные работы, вещание временно приостановлено.
 

ВСТРЕЧИ, СЕМИНАРЫ И КОНФЕРЕНЦИИ С УЧАСТИЕМ СМИ

     ШКОЛА РЕПОРТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
     9 августа 2002 года совместными усилиями Фонда «Сорос-Кыргызстан», Американского университета Кыргызстана и Университета штата Северная Каролина в Бишкеке открылась летняя школа репортерского мастерства.
     Это мероприятие ориентировано на повышение квалификации преподавателей факультетов журналистики университетов Кыргызстана.

     ВСТРЕЧА ПОЛИТОЛОГА С ЖУРНАЛИСТАМИ ОША
     22 августа в Ошском Центре СМИ состоялась встреча политолога Кэтлин Коллинз (Нотрдамский университет, США) с местными журналистами. В беседе она затронула тему ислама и возрастающей тенденции религиозного экстремизма на юге Кыргызстана.
     В свою очередь, ошские журналисты рассказали о трудностях, связанных с подготовкой статей на религиозные темы.
     В мероприятии приняли участие Алмаз Исманов (газета «АиФ в Кыргызстане»), Равшан Гапиров (информагентство «Альянс-Пресс»), Мамир Шакиров (ТВ «Мезон»), Элмурад Жусупалиев (радио «Озодлик/Свобода»).
 

ВЛАСТЬ И СМИ

     НАЧИНАЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМИ
     1 августа 2002 года эксперт мониторинга из Оша сообщил, что в Ошской области начался предвыборный марафон кандидатов в депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызстана. Претенденты: М. Малабаев - один из руководителей республиканской таможни, А. Муралиев - экс-премьер-министр, Т. Акматалиев - бывший министр внутренних дел, А. Ибраимов - родной брат Госсекретаря, М. Бакиров - начальник департамента министерства коммуникации, А. Маматалиев - экс-вице-мэр города Ош. Конкуренты намерены использовать самых влиятельных журналистов.

     ПРЕСС-СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА УБЕЖДАЕТ, ЧТО ОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ НЕ НАМЕРЕНЫ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ СЛОВА
     1 августа 2002 г. пресс-служба Президента Кыргызской Республики распространила заявление, в котором опровергла «утверждения отдельных политиков о том, что якобы в Кыргызстане существуют ограничения на свободу слова».
     Заявление пресс-службы вышло в ответ на обращение группы общественных деятелей с призывом создать комитет в защиту радио «Азаттык» («Свобода»), против которого в Кыргызстане начали массированную атаку. Президентская пресс-служба продолжает настаивать, что кыргызская служба радио «Азаттык» («Свобода») занимается односторонним распространением тенденциозных сведений.
     Президентская пресс-служба отмечает, что со стороны официальных властей никакие действия по ограничению свободы слова не предпринимаются и подобных намерений нет. По поводу позиции главы государства Аскара Акаева в заявлении говорится, что он, как гарант Конституции‚ всегда поддерживал свободу слова и намерен в дальнейшем ее поддерживать, что свободу слова он рассматривает как неотъемлемый и бесспорный элемент демократии.

     ГУБЕРНАТОРСКИЕ МЕРЫ
     Губернатор Таласской области К. Карачалов поручил районным акимам увеличить тираж областной газеты «Талас турмушу». Об этом сообщил 10 августа 2002 года эксперт из Таласа К. Иманкулов. Таким образом губернатор продолжает реагировать на критику, которая прозвучала на «круглом столе-3» в выступлении руководителя ОО «Журналисты» К. Мамбеталиева. Дословно это звучало так «В районных газетах месяцами не получают зарплату. Областная газета никак не может погасить крупный долг перед типографией. В это время губернатор области награждает крупной премией республиканскую газету, в которой публиковались хвалебные статьи. Премия идет, естественно, не за счет собственных средств губернатора». К. Мамбеталиев предложил раскрепостить СМИ от государственной узды, акционироваться и самим решать свою судьбу.

     ГЕНЕРАЛ Ф. КУЛОВ О РАДИО «АЗАТТЫК»
     9 августа 2002 года газета «Моя столица» опубликовала интервью с оппозиционером Феликсом Куловым (находится в камере заключения). По поводу резкой критики в адрес радио «Азаттык» («Свобода»), прозвучавшей 26 июля 2002 года в речи Аскара Акаева на «Круглом столе-3», опальный генерал высказался так. «Почувствовав свою историческую востребованность, Акаев начал безбоязненно шельмовать радиостанцию «Свобода» («Азаттык»), обвинив ее в информационном терроризме. Он явно переоценивает себя, считая, что теперь стал единственным гарантом сохранения авиабазы антитеррористической коалиции в аэропорту «Манас». Конечно же, он понимает, что передачи «Азаттык» на Кыргызстан не прекратятся по его капризу, но, вероятно, надеется, что те поубавят тональность, перестанут ему мешать».

     ВЛАСТИ ДЖАЛАЛ-АБАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИНИМАЮТ МЕРЫ ПО КРИТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ, ОПУБЛИКОВАННЫМ ТОЛЬКО В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАЗЕТАХ
     Согласно распоряжению губернатора Джалал-Абадской области руководители государственных областных структур и районных администраций обязаны принимать меры по критическим материалам, опубликованным в газетах «Акыйкат» и «Жалол-Обод-Тонги», и в течение 30 дней сообщать о принятых мерах в редакцию газеты, опубликовавшей статью.
     Журналистов из других изданий это распоряжение повергло в недоумение. Независимый журналист Молдосали Ибраимов отметил, что «эти газеты являются печатными органами областной госадминистрации, поэтому на публикации объективных критических материалов надеяться не приходится».
     Пресс-секретарь правозащитной организации «Справедливость» Жалил Сапаров также выразил удивление тем, что меры будут приниматься только по публикациям в двух областных государственных газетах.
     Распоряжение главы областной администрации от 15 июля за № 81 «О работе с критическими материалами, опубликованными в СМИ» было опубликовано в областной правительственной газете «Жалол-Обод тонги». Оно состоит из трех пунктов:
     «1.Всем руководителям государственных областных структур и районных администраций принимать меры по критическим материалам опубликованным в газетах «Акыйкат» и «Жалол-Обод-Тонги». В течение 30 дней о принятых мерах сообщать в редакцию газеты, опубликовавшей статью;
     2. Все критические материалы подлежат рассмотрению на ежегодном собрании коллегии областной государственной администрации;
     3. Надзор за исполнением данного распоряжение возлагается на пресс-секретаря областной государственной администрации Орозалы Карасартова».

     ПРЕЗИДЕНТ ПАРТИИ ЖЕНЩИН ГРОЗИТ СУДОМ ГАЗЕТАМ
     26 августа в агентстве «Кабар» президент демократической партии женщин Кыргызстана Токон Шайлиева (в настоящее время она занимает должность главы госадминистрации Первомайского района города Бишкека) вместе с Л. Сафроновой (лидер столичной организации партии женщин) и Ж. Сурабалдиевым (глава Ассоциации предпринимателей) провели пресс-конференцию, на которой выразили возмущение относительно критических публикаций в газете «Моя Столица» и «Агым» по поводу состоявшегося митинга в поддержку президента страны.
     Госпожа Шайлиева заявила, что подаст судебный иск против журналистов и потребует компенсацию на огромную сумму. Мотив оскорбления она усмотрела в словосочетании «дежурные докладчики», которое было употреблено в газетных публикациях.
 

РАЗНОЕ

     ГАЗЕТА ИЩЕТ СПОНСОРА
     2 августа 2002 года эксперт мониторинга по Ошской области сообщил, что учредитель газеты «Мейкин» Орозбай Жумабаев из-за финансовых трудностей не может содержать эту газету. Он ищет спонсора. Такая же участь постигла и газеты «Южная столица», «Базар», «Дуйно», «Мезон», «Жаны муун», «Демос таймс», которые издаются на юге Кыргызстана.

     ПИСЬМО ОТ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ ГУБЕРНАТОРА
     3 августа 2002 года на имя председателя ОО «Журналисты» К. Мамбеталиева поступило письмо от Т. Ибрагимова - пресс-секретаря губернатора Таласской области. В письме подтверждаются факты, отмеченные мониторингом. «Областная газета «Талас турмушу» со второй половины 2002 года выходит ежедневно тиражом 1700 экземпляров. Газета задолжала типографии 111 тысяч сомов ($2400), но это по договоренности сторон будет постепенно погашаться. Коллектив редакции полностью получил зарплату за июнь. Есть задержки с зарплатой в районных СМИ. Это касается газет «Айыл жарчысы» (Бакай-Атинский район) и «Эмгекке данк» (Манасский район). Но принимаются меры, чтобы выплатить долги журналистам в июле месяце».

     ВЕДУЩИЕ СМИ США ПРИНОСЯТ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНУ
     20 июня 2002 года Amnesty International был выпущен пресс-релиз, в котором приветствовалось решение Верховного Суда, осуждающее применение смертной казни в отношении душевнобольных. Говорилось о том, что с 1995 года только три страны в мире приводили в исполнение смертный приговор в отношении умственно отсталых, включая и Кыргызстан. На основе этого пресс-релиза СМИ США опубликовали ошибочную информацию. Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана в США и Канаде Б. Абдрисаев направил в Amnesty International послание с разъяснениями относительно вопроса о смертной казни в Кыргызстане, отметив введение Президентом Акаевым с 1998 года моратория на смертную казнь. После этого 27 июня 2002 года Amnesty International выпустил другой пресс-релиз, с уточнениями, свою ошибку официально признали также газеты «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон Таймс». По информации посольства Кыргызстана в США, аналогичная история произошла год назад, когда в авторитетной «Нью Йорк Таймс» в течении двух дней было напечатано две статьи и передовая, посвященные абсолютно той же теме с точно такой же ошибочной информацией касательно Кыргызстана. Тогда потребовалось три недели, чтобы редакция газеты напечатала письмо Б. Абдрисаева с разъяснением ситуации.

     «ВАШИНГТОН ПОСТ» О КЫРГЫЗСТАНЕ
     9 августа 2002 года газета «Моя столица» опубликовала перевод на русский язык статьи американского журналиста Роберта Кайзера «Трудные времена для ключевого союзника в войне с террором. Неразбериха в политике и экономике Кыргызстана» («Вашингтон пост», 5.08.02). Статья написана на основе личных бесед автора с вице-премьер-министром Джоомартом Оторбаевым, экс-министром образования К. Шаршекеевой, лидером гражданского сектора Т. Исмаиловой, редактором «Моей столицы» А. Кимом, редактором «Ош жанырыгы» М. Дубанаевым и некоторыми должностными лицами, пожелавшими остаться безымянными. Автор статьи акцентирует внимание на проблеме коррупции в структурах власти, озвучивая свидетельства о коммерческих амбициях Адиля Тойгонбаева (зять президента Акаева) и о теневых расценках на государственные должности ($ 60000 - пост губернатора, $ 15000 - должность акима).

     ВОЗМОЖНА СМЕНА ГОССЕКРЕТАРЯ
     13 августа 2002 года независимая газета «Лица» сообщила, что журналист Мелис Эшимканов может получить должность Государственного секретаря Кыргызской Республики. Другая независимая газета «Моя столица» подтвердила, что с Эшимкановым по этому поводу действительно велись переговоры. Этой газете сам М. Эшимканов заявил: «Вероятность того, что я могу получить должность госсекретаря, невелика. - Я соглашусь занять этот пост при условии, если мне позволят стать мостом между властью и народом». Пока же Эшимканов получил роль модератора в переговорном процессе президента и оппозиции.

     НОРВЕЖСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ
     14 августа 2002 года Ошский Центр СМИ посетили журналисты из Норвегии Юнас Бендиссен и Вастер Саллер. Они работают на немецкий журнал «Гео». На юг Кыргызстана они приехали с целью изучения региона. Встретились с местными преподавателями, учеными и журналистами. Интересовались социально-экономическим положением. Тема политического экстремизма и проблема наркоторговли вызвали у них особый интерес.

     ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
     15 августа 2002 года эксперт по мониторингу из Оша сообщил, что на официальное письмо Фонда развития СМИ и защиты прав журналистов начальник ТУРМ (территориального управления радиолинейных магистралей) Т. Асанов так и не ответил. Письмо было отправлено 7 июля 2002 года. Госчиновник был обязан ответить на заданные ему следующие вопросы:
     1. Какие государственные и негосударственные телекомпании пользовались и пользуются услугами ТУРМа?
     2. Какие из них и сколько задолжали?
     3. Сколько средств ежегодно выделяется правительством ТУРМу для обеспечения телерадиотрансляции?
     4. Платят ли ТУРМу за услуги российские РТР, ОРТ и узбекские 1-2 каналы, НТВ, АТВ, ФТВ? Какова сумма оплаты? И за счет какого государства идет оплата?
     5. Не будет нагрузки для ТУРМа, если телерадиокомпанию Ош-3000 преобразуют во второй государственный канал?

     МИД КЫРГЫЗСТАНА ПРОВОДИТ АККРЕДИТАЦИЮ ЖУРНАЛИСТОВ
     15 августа 2002 года пресс-служба Министерства иностранных дел Кыргызской Республики объявила о введении процедуры аккредитации представителей республиканских СМИ при МИД КР. Предпринимаемый шаг направлен на выработку нового качества взаимодействия с республиканскими СМИ, он способствует более скоординированной и системной работе по освещению проблем внешней политики. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики обращается к главным редакторам СМИ с просьбой о подборе своего представителя для аккредитации.

     ЖУРНАЛИСТ СТАЛ АКИМОМ
     15 августа 2002 года Курмантаев Нуралы Указом президента КР назначен главой администрации Ала-Букинского района Джалал-Абадской области. Ранее он работал в пресс-службе Жогорку Кенеша, первым заместителем акима Ноокенской райгосадминистрации, руководителем аппарата мэрии города Ош.
     В советское время Н. Курмантаев заведовал идеологическим отделом Ошской областной газеты «Ленин жолу» («Ленинский путь»).

     «БЕЗУМИЕ ЦЕЗАРЕЙ»
     16 августа 2002 года газета «Моя столица» опубликовала интервью с сотрудником кыргызской службы радио «Азаттык» Эсенбаем Нурушевым. Этот авторитетнейший журналист по поводу критики в адрес «Азаттык», прозвучавшей в речи Президента Акаева на «круглом столе-3», высказался так. «Меня это не удивило. Еще Наполеон объявлял террористами английских памфлетистов и карикатуристов, которые остро высмеивали его». Далее он отметил, что государству угрожает не радио, а «психоз властителей, известный в науке под названием «безумие цезарей». А источником этой болезни выступают жажда власти и лесть».

     МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ ДЖАЛАЛ-АБАДСКОЙ ГАЗЕТЫ
     20 августа 2002 года главный редактор областной государственной газеты «Акыйкат» С. Стамбеков сообщил эксперту мониторинга в Джалал-Абаде, что в начале года областная государственная администрация выделила редакции 100 тысяч сомов.
     На них приобрели 2 компьютера, лазерный принтер и сканер. Это позволило производить верстку газеты непосредственно в самой редакции, а не в компьютерном цехе областной типографии, как ранее.
     Теперь редакция ходатайствует перед местными властями о выделении дополнительно еще 300 тысяч сомов. Эти деньги необходимы для снижения себестоимости газеты и подключения к сети Интернет. Кроме того, коллектив издания просит областную администрацию выделить редакции новое здание, так как нынешнее находится в аварийном состоянии.

     ТЯЖКАЯ УЧАСТЬ ГЛАВНОЙ ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЫ
     21 августа 2002 года эксперт мониторинга из Таласа сообщил, что финансовое положение главной областной газеты «Талас турмушу» остается тяжелым.
     Под давлением облгосадминистрации редакция была вынуждена выпустить дополнительный номер с публикацией негативных статей об Аксыйских событиях. Ранее, 14 мая 2002 года Таласский областной кенеш принял постановление, в котором обязал газету выпустить экстренный номер с выступлением Президента страны Аскара Акаева на внеочередной сессии Жогорку Кенеша. Газета была выпущена тиражом в 2500 экземпляров и предназначена для распространения среди населения. Два года назад аналогичным образом, под давлением местных властей, был выпущен экстренный номер, посвященный критике известного оппозиционера Феликса Кулова, баллотировавшегося тогда в парламент страны по одному из избирательных округов области.
     В результате всего этого на сегодняшний день долг издания составляет 18 тысяч сомов ($400).

     ПРЕСС-СЛУЖБА НИЖНЕЙ ПАЛАТЫ КЫРГЫЗСКОГО ПАРЛАМЕНТА ПРОВОДИТ АККРЕДИТАЦИЮ СМИ
     В соответствии с постановлением Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О правилах аккредитации журналистов средств массовой информации» пресс-служба аппарата парламента начала очередную аккредитацию СМИ на период с 1 сентября 2002 года по 21 июля 2003 года.

     НАЧАТА ПРИВАТИЗАЦИЯ КРУПНЕЙШЕЙ ТИПОГРАФИИ НА ЮГЕ
     22 августа 2002 года Южное территориальное Управление Госкомимущества Кыргызстана объявило конкурс на реализацию государственного пакета акций АО «Ошская областная типография» в размере 29,49 процентов от уставного капитала, который составляет 1280,7 тыс. сомов. Объем реализации в первом полугодии 2002 г. составил 2001,1 тыс. сомов, балансовая прибыль 31,8 тыс. сомов. Стартовая цена государственного пакета акций 550,0 тыс. сомов.
     В настоящее время кредиторская задолженность типографии, в которой работают 123 человека, составляет 1590,1 тыс. сомов.
     По условиям конкурса победитель должен будет привлечь инвестиции для модернизации полиграфического производства, освоить новые виды продукции и в тоже время сохранить профиль деятельности.
     Конкурс состоится 25 сентября 2002 года.

     ПРОТЕСТ ЕВРЕЙСКОЙ ДИАСПОРЫ
     23 августа газета «Слово Кыргызстана» опубликовала статью председателя общества еврейской культуры в Кыргызстане Б. Шапиро, где выражен резкий протест на публикацию в газете «Кыргыз Ордо» (8.08.2002) материала с названием «Под чьим влиянием кыргызская власть?». Здесь господин председатель усмотрел политическую провокацию с «очередным антисемитским выпадом и клеветой на еврейский народ».

     ЖУРНАЛИСТЫ–ПОЧТАЛЬОНЫ
     Корреспонденты Джалал-Абадской областной правительственной узбекскоязычной газеты «Жалол-Обод Тонги"» во главе с главным редактором газеты Ботиром Гозибоевым (в редакции - 7 сотрудников) лично доставляют газету своим подписчикам. «Жалол-Обод Тонги» издается тиражом 3 тысячи экземпляров, из которых 600 сдаются в областное отделение «Кыргыз Почтасы» для доставки в наиболее отдаленные районы области. Остальную часть журналисты разносят лично, на каждого приходится по 350-400 экземпляров. Охватывают они три района. Деньги с подписчиков за полученные газеты журналисты-почтальоны собирают в течение года, а затем сдают в редакцию. За доставку газет журналисты получают отдельную плату.

     ПОСТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЛАСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
     29 августа 2002 года эксперт мониторинга из Таласа сообщил, что облгосадминистрация рассматривает кандидатуры на пост председателя облтелерадиокомпании. Прежний председатель ТРК Н. Ахметов не может работать в связи с ухудшением здоровья. Должность председателя предложили главному редактору областной газеты «Талас турмушу» Э. Уметову, но он отказался и не стал комментировать причину отказа. Кандидатов на эту должность от независимых СМИ нет.

[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg