Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Суббота, 21 Апреля, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Декабрь 2005 г.


I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

     1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

     Декабрь, 19
     Курманбек Бакиев, президент КР (г. Бишкек)
     Президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев отверг все обвинения в причастности своих родственников к событиям, происходящим вокруг ТРК «Пирамида». По словам главы государства, ни он, ни его сын не имеют никакого отношения к попытке захвата канала «Пирамида». «Психология людей осталась прежней. Если где-то идет передел собственности, то почему-то подразумевается, что к этому обязательно имеет отношение семья президента», - отметил он. Как утверждает глава государства, причиной конфликта вокруг телеканала стали действия членов семьи экс-президента КР Аскара Акаева.

     Декабрь, 05
     Адахан Мадумаров, вице-премьер-министр КР (г. Бишкек)
     Вице-премьер-министр КР Адахан Мадумаров считает заявление главного редактора газеты «Кыргыз туусу» Бакыта Орунбекова о давлении со стороны правительства политической игрой. «Никогда ни при каких обстоятельствах никакого давления не было. В настоящее время рассматривается вопрос разгосударствления газеты. И заявление о вмешательстве правительства КР в политику издания на фоне предстоящего реформирования выглядит, по меньшей мере, неуместным», - отметил А. Мадумаров.
     Напомним, 2 декабря 2005 года главный редактор государственной газеты «Кыргыз туусу» заявил о давлении на него со стороны аппарата правительства КР. Поводом к этому, по словам журналиста, стало вышедшее в начале ноября на страницах издания обращение с подписями двух тысяч человек, а также статьи корреспондента газеты Калила Жамгырчинова, где подверглась критике деятельность премьер-министра КР Феликса Кулова.

     Декабрь, 09
     Камбаралы Конгантиев, Генеральный прокурор КР (г. Бишкек)
     «Я ни в коей мере не посягаю на свободу волеизъявления, а лишь призываю журналистов к повышенной ответственности», - заявил Генеральный прокурор КР Камбаралы Конгантиев, отвечая на вопрос газеты «Вечерний Бишкек» о том, чем вызван его призыв о принятии жестких мер к СМИ. По словам К. Конгантиева, в своем выступлении на Совете безопасности он призвал масс-медиа к объективности и более взвешенному освещению событий, происходящих в стране. «К сожалению, некоторые публикации и телерепортажи не только не соответствуют действительности, но и нагнетают страсти в обществе, вызывают у граждан тревогу. А ведь от работы журналистов во многом зависит уверенность граждан в завтрашнем дне, в собственной и имущественной безопасности. В этом смысл моих высказываний», - отметил он.
     Напомним, 21 ноября 2005 года на заседании Совета безопасности Генпрокурор призвал власти страны принимать к органам массовой информации «более строгие меры за публикации, нагнетающие страсти и дестабилизирующие обстановку в обществе».
     Спустя два дня на пресс-конференции секретарь Совета безопасности КР Мирослав Ниязов сообщил, что предложения К. Конгантиева не встретили поддержки у президента КР К. Бакиева, который заявил, что «свобода слова неприкосновенна и будет регламентироваться только законом».

     Декабрь, 13
     Адахан Мадумаров, вице-премьер-министр КР (г. Бишкек)
     «Я не согласен с утверждениями о том, что в Кыргызстане идет передел средств массовой информации. Ведь, как вы знаете, президент Кыргызстана подписал указ об акционировании отдельных СМИ», - заявил вице-премьер-министр КР Адахан Мадумаров, комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг ТРК «Пирамида». Он особо отметил непричастность президента КР Курманбека Бакиева к событиям, происходящим вокруг ТРК «Пирамида».

     Декабрь, 27
     Камбаралы Конгантиев, Генеральный прокурор КР (г. Бишкек)
     27 декабря 2005 года Генеральный прокурор КР Камбаралы Конгантиев прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг ТРК «Пирамида». По его словам, согласно Инвестиционному соглашению между ОсОО «Ареопаг-Бишкек» и ОсОО «ТРК «Пирамида» первый давал второму 100 тысяч долларов США беспроцентного кредита сроком на 3 года. Инвестиционное соглашение дало возможность «Ареопагу-Бишкек» войти в состав ОсОО «ТРК «Пирамида» с денежным вкладом в размере 149 219 сомов ($ 3700), что позволило увеличить уставной капитал на 50%.
     Затем, по словам К. Конгантиева, «Ареопаг-Бишкек» передал право востребовать долг «Инвест-Медиа». Генпрокурор сообщил, что такое соглашение есть, но не назвал дату его подписания. В целом Генпрокурор призвал руководство ТРК «Пирамида» к конституционному порядку.
     Напомним, депутатская комиссия, созданная для расследования ситуации вокруг ТРК «Пирамида», так и не смогла установить собственников «Инвест-Тел», который является учредителем «Инвест-Медиа».
 

     2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

     Декабрь, 07
     Кыяс Молдокасымов, президент НТРК (г. Бишкек)
     5 декабря 2005 года президент НТРК (Национальной телерадиовещательной корпорации) КР Кыяс Молдокасымов направил письмо руководству «Интерньюс-Кыргызстан», в котором сказано следующее:
     «Ваш отказ в одностороннем порядке от транслирования передачи «Злое перо» на канале НТРК нас очень огорчил.
     К сожалению, 22 ноября рано утром полный текст передачи «Злое перо», которая еще не вышла в эфир, был размещен на сайте агентства «АКИ-пресс» и стал достоянием широкой общественности. Нам стали поступать звонки от деятелей культуры, ученых, журналистов, студентов, городских жителей, которые с возмущением стали спрашивать нас «как вы можете пускать в эфир такую передачу?». Действительно, так как эта передача еще не вышла в эфир, мы были вынуждены создать комиссию для ее просмотра. В передаче одним из участников дискуссии Мусуркулом Кабылбековым были высказаны следующие унижающие кыргызский народ суждения: «У кыргызского народа нет никакой 2300-летней истории, ее искусственно создал академик В.М. Плоских. Доказать это сложно. А что касается Ч. Айтматова и эпоса «Манас», которым как магическим вещам поклоняется кыргызский народ, то их надо выбросить как хлам».
     Мы обратились к ведущей «Злого пера» с предложением вырезать те части, где идет оскорбление кыргызского народа, и потом только пустить ее в эфир, однако она отказалась, говоря, что это позиция вашей организации. В связи с этим я хотел бы задать вам следующие вопросы:
     1. Неужели вы заинтересованы в подготовке и распространении материалов, в которых имеется издевательство над кыргызским народом, наносится ущерб национальной гордости, истории и культурным наследиям?
     2. Предусмотрена ли в договоре выдача в эфир материалов, разжигающих межнациональную рознь?
     3. Организация, которой вы руководите, разве не придерживается законов Кыргызской Республики?
     4. Журналисты вашей организации разве не придерживаются международных стандартов, или не хватает журналистов, которые могут готовить материалы, отражающие весь спектр мнений?
     5. Может ли организация, обучающая журналистов, быть примером для них, готовя такие материалы?»

     Декабрь, 12
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     12 декабря 2005 года президент КР К. Бакиев поручил вице-премьер-министру КР А. Мадумарову разобраться в ситуации, сложившейся вокруг ТРК «Пирамида». Как сообщила пресс-служба главы государства, чиновнику поручено встретиться со всеми участниками спора и после этого принять соответствующие меры.
     «Если во время этой сделки были нарушены чьи-то права, то все должно решиться в правовом поле, через разбирательство в суде», - цитирует президента пресс-служба.

     Декабрь, 26
     Жогорку Кенеш (парламент) КР, ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     Парламентская комиссия, расследовавшая конфликт вокруг ТРК «Пирамида», завершила свою работу. Комиссии так и не удалось выяснить, кто есть настоящие хозяева компании «Инвест-Тел», являющейся учредителем «Инвест-Медиа», которая претендует на 50% акций ТРК «Пирамида».
     По словам председателя депутатской комиссии К. Байболова, все, что им удалось выяснить, они передали народным избранникам, и теперь они должны будут определить сроки рассмотрения итогов работы комиссии по «Пирамиде».
     Комиссия была создана 12 декабря 2005 года в следующем составе: К. Байболов (председатель комиссии), Б. Марипов, А. Бекназаров, К. Карабеков, К. Жолдошбаев, Э. Байсалов и М. Жураев.
 

     3. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, определяющие правовое положение СМИ

     Декабрь, 01
     Жогорку Кенеш (парламент) КР (г. Бишкек)
     Законопроект «О Национальной Телерадиовещательной Корпорации КР», внесенный спикером ЖК КР Омурбеком Текебаевым и депутатом Каныбеком Иманалиевым, обсуждался 30 ноября на заседании Комитета ЖК КР по обороне, безопасности, правопорядку и информационной политике.
     Как сообщает ОО «Интерньюс», на заседании комитета «большой спор вызвали основные статьи, регулирующие систему управления НТРК. В предлагаемом законопроекте генеральный директор НТРК, как и сейчас, назначается и освобождается президентом КР, что практически не меняет существующую систему работы кыргызского телерадиовещателя. Согласно этому варианту в состав Наблюдательного совета должны войти по 3 представителя от парламента, президента и НТРК. Участие гражданского общества в этом органе не предусматривается».
     «Интерньюс» напоминает, что ранее Комиссия по разгосударствлению СМИ, созданная Указом Президента КР, предложила вариант Положения, в котором определена следующая система управления НТРК: Президент КР предлагает 30 кандидатов в Наблюдательный совет, из которых по мягкому рейтингу ЖК КР утверждает 15 членов. Наблюдательный совет затем назначает гендиректора НТРК и его заместителей.
     «По опыту реформирования государственного вещания в других странах этот вариант считается наиболее приемлемым. Однако депутаты поддержали менее прогрессивный вариант системы управления НТРК, объясняя это тем, что в случае, если президент наложит вето на этот законопроект, то, скорее всего, в следующем году он так и не будет вынесен на обсуждение в Жогорку Кенеш», - сообщает «Интерньюс».
     Второе слушание по законопроекту «О Национальной Телерадиовещательной Корпорации КР» планируется во второй половине декабря 2005 года.

     Декабрь, 09
     Курманбек Бакиев, президент КР (г. Бишкек)
     8 декабря 2005 года Президент КР Курманбек Бакиев подписал Указ «О реформировании отдельных государственных средств массовой информации».
     Правительству КР поручается в установленном порядке акционировать издательские дома (редакции) «Слово Кыргызстана», «Кыргыз туусу», а также редакции областных газет, учрежденных областными государственными администрациями, в целях обеспечения перевода их на корпоративный метод управления.
     Контроль за исполнением данного указа возложен на вице-премьер-министра КР Адахана Мадумарова.

     Декабрь, 10
     Курманбек Бакиев, президент КР (г. Бишкек)
     10 декабря 2005 года Президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев подписал Указ «О телерадиовещательной компании Кыргызской Республики «Общественное телевидение - ЭлТР».
     «В целях удовлетворения потребностей населения в независимой и объективной информации, в образовательных, детских, культурных и развлекательных программах, а также повышения роли общественного вещания на базе Государственной телерадиокомпании «Ош-3000» образовать телерадиовещательную компанию Кыргызской Республики «Общественное телевидение - ЭлТР», - говорится в указе. Данным указом утверждено Положение о телерадиовещательной компании Кыргызской Республики «Общественное телевидение - ЭлТР».
     Правительству Кыргызстана поручено решить организационные, финансовые и иные вопросы, вытекающие из данного указа, и изучить вопрос о целесообразности поэтапного перевода телерадиовещательной компании «Общественное телевидение - ЭлТР» на корпоративный метод управления. Администрации президента КР поручено опубликовать в СМИ информацию о порядке формирования Наблюдательного совета телерадиовещательной компании Кыргызской Республики «Общественное телевидение - ЭлТР».

     Декабрь, 28 
     «Интерньюс-Кыргызстан» (г. Бишкек)
     Обсуждение законопроекта о Национальной телерадиовещательной корпорации (НТРК) и возможных вариантов реформирования государственного канала состоялось 27 декабря 2005 г. в офисе «Интерньюс-Кыргызстан». В обсуждении приняли участие депутаты, консультанты парламента, представители гражданского общества республики. Законопроект уже был принят депутатами в первом чтении, но еще открыт для внесения изменений.
     Основная дискуссия разгорелась вокруг вопросов о формате Наблюдательного совета и процедуре его избирания. В принятом в первом чтении законопроекте предусматривается участие сотрудников НТРК в Наблюдательном совете, а также указывается, что руководство Наблюдательного совета назначается Указом Президента КР, то есть независимость Общественного вещания не предполагается. Участники дискуссии были единодушны в том, что в орган общественного контроля не могут входить представители НТРК, и руководитель НТРК должен избираться членами Наблюдательного совета.
     Участниками дискуссии принято решение встретиться еще раз в январе 2006 года для окончательной выработки единого подхода к законопроекту.
 

     4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

     Декабрь, 08
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     «Очередное «достижение» мартовской революции – власти пытаются захватить телерадиокомпанию «Пирамида». Депутаты Жогорку Кенеша, неправительственные организации и правозащитники встали на ее защиту», - такими словами 8 декабря 2005 года начался вечерний выпуск новостей на телеканале «Пирамида».
     По словам журналистов, скандал вокруг ТРК «Пирамида» разгорается уже не впервые. Попытку закрыть канал, который отличался критичным взглядом на происходящее, власти республики предпринимали еще при правлении Аскара Акаева. Руководство ТРК было вынуждено тогда пойти на сделку - 50 процентов акций на три года отдали под залог компании «Ареопаг», работающей в сфере коммуникаций, которая, в свою очередь, предоставила кредит в размере ста тысяч долларов для ремонта передатчика. Несмотря на то, что срок соглашения истекает лишь в 2007 году, фирма «Ареопаг» без какого-либо уведомления продала акции третьей стороне – компании «Медиа-Инвест».
     По словам вице-президента ТРК «Пирамида» Олега Вассиля, телерадиокомпания была готова выплатить весь долг и вернуть свои акции. «Мы в любой момент те деньги, которые были предоставлены нам, имели право выплатить. Но на эту тему с нами никто пока не хочет разговаривать», - сообщил он.

     Декабрь, 09
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     Участники Центрально-Азиатского форума гражданского общества по правам человека, проходящего в Бишкеке под эгидой Международной Хельсинской федерации за права человека, выражают «серьезную озабоченность по поводу попытки захвата независимой телерадиокомпании «Пирамида», - говорится в заявлении, распространенном 9 декабря 2005 года правозащитным центром «Граждане против коррупции».
     «Данные действия должны оцениваться в качестве прямой атаки на свободу прессы в Кыргызстане и попытки установить доминирующий контроль над ведущими телевизионными каналами страны», - отмечается в заявлении.
     «Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что представители новых акционеров заявили, что они представляют интересы семьи президента КР К. Бакиева и ставят своей целью устранение любой критики в адрес властей республики, - говорится в заявлении. - В этой связи хотим напомнить, что одной из самых непосредственных причин, приведших к народной революции 24 марта, явилось установление со стороны прежней правящей Семьи монопольного контроля над медиа пространством в Кыргызстане».
     Авторы заявления призывают К. Бакиева «дать публичную оценку действиям представителей «Медиа-Инвест» и отказаться от попыток монополизации электронных СМИ». По их мнению, «новые власти Кыргызстана должны приложить все силы для укрепления в стране свободы слова, прессы, а также всех других гражданских прав и свобод, необходимых для построения подлинно демократического правового государства».
     Под заявлением подписались более 30 представителей неправительственных организаций Кыргызстана. К ним также присоединились ряд представителей правозащитных организаций России, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.

     Декабрь, 15
     Институт Медиа Представителя КР (г. Бишкек)
     Институт Медиа Представителя КР выступил с обращением по поводу Указа Президента КР К. Бакиева о создании общественного телеканала «ЭлТР». В нем говорится, что полноценное общественное телевидение можно создать только на базе Национальной телерадиовещательной корпорации (НТРК).
     «Общественное вещание не может существовать «рядом» с государственным как экспериментальная модель. Это изначально гибельный для общественного вещания вариант. Невозможно сравнивать технические, материальные и иные возможности НТРК и «Ош-3000», соответственно «ЭлТР» будет изначально неконкурентоспособен по отношению к НТРК», - говорится в обращении. Авторы документа считают необходимым начать реформирование НТРК, полагая, что именно этот канал должен быть общественным национальным телевидением. «А «ЭлТР» может работать в формате общественного вещания как некоммерческое телевидение, возможно, конкурируя с НТРК», - отмечают они.
     Напомним, 10 декабря 2005 года Президент КР подписал Указ, согласно которому на базе государственной телерадиокомпании «Ош-3000» образована телерадиовещательная компания «Общественное телевидение - ЭлТР».

     Декабрь, 15
     «Интерньюс-Кыргызстан» (г. Бишкек)
     «Интерньюс-Кыргызстан» выступил с заявлением, в котором дал комментарии относительно Указа Президента КР К. Бакиева «О реформировании отдельных государственных средств массовой информации».
     «Уже можно говорить о том, что этап разгосударствления государственных СМИ начался. Данный Указ является первым шагом к либерализации медиа рынка. Разгосударствление этих СМИ позволяет уравнять статус всех средств массовой информации, предоставлять им равные возможности. А самое главное, убирает непосредственное влияние госчиновников на СМИ», - говорится в заявлении.
     Однако «Интерньюс» с сожалением отмечает, что, согласно Указу, предусматривается только одна организационно-правовая форма - акционерное общество. Отмечается, что если по отношению к газетам «Слово Кыргызстана» и «Кыргыз туусу» это еще применимо, то для областных СМИ данная форма организации будет обременительной, поскольку деятельность АО требует наличия независимых регистраторов, регламентирует особые условия проведения собраний акционеров, взаимодействия с Госкомиссией по ценным бумагам и т.д.
     «Поэтому было бы оптимальным решением, если бы в Указе предоставлялась возможность государственным СМИ преобразовываться в другие организационно-правовые формы. Например, в общество с ограниченной ответственностью или в некоммерческие организации в форме учреждений, фондов и т.д.», - считает «Интерньюс».

     Декабрь, 19
     Темир Сариев, депутат Жогорку Кенеша КР (г. Бишкек)
     «Как покушение власти на свободу слова в Кыргызстане необходимо расценивать попытку отобрать ТРК «Пирамида» у ее нынешних владельцев», - заявил депутат Жогорку Кенеша (парламента) КР Темир Сариев.
     По его словам, интрига вокруг телерадиокомпании была и раньше, прежняя власть в свое время тоже хотела прибрать к рукам независимый телеканал, который объективно освещал происходящие в стране политические события. «Конечно, такой канал не устраивает власть, и она будет искать всякие пути для изменения его направленности. Новая власть будет действовать теми же путями, методами и принципами, чтобы изменить хозяина и ориентацию ТРК «Пирамида». Очевидно, что какие бы оправдания она не придумывала, какими бы документами не аргументировала, цель одна - заткнуть рот независимому телеканалу», - отметил парламентарий.

     Декабрь, 20
     Мелис Эшимканов, депутат Жогорку Кенеша КР (г. Бишкек)
     «Пародией на общественное телевидение» назвал депутат Жогорку Кенеша Мелис Эшимканов организованное на базе областного телеканала «Ош-3000» общественное телевидение «ЭлТР». По мнению парламентария, в Кыргызстане общественное телевидение необходимо создавать только на базе Национальной телерадиовещательной корпорации (НТРК).
     Напомним, 10 декабря 2005 года глава государства подписал Указ «О телерадиовещательной компании Кыргызской Республики «Общественное телевидение «ЭлТР», согласно которому на базе государственной областной телерадиокомпании «Ош-3000» образуется телерадиовещательная компания «Общественное телевидение «ЭлТР».
 

     5. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

     Декабрь, 07
     «Акыйкат» (г. Жалалабат)
     Трудовой коллектив газеты «Акыйкат» (официальный орган Жалалабатской областной государственной администрации) обратился к губернатору Жалалабатской области Жусупжану Жеенбекову с письмом, в котором просит оградить редакцию издания от вмешательства его помощника Абдишарипа Бекилова.
     По словам журналистов, после назначения помощником главы госадминистрации А. Бекилов стал говорить о том, что газете грозит банкротство из-за плохой работы главного редактора Самагана Орозалиева. Кроме того, злоупотребляя своим должностным положением, помощник губернатора неоднократно использовал редакционную автомашину в личных целях. В своем обращении сотрудники газеты отмечают, что пристрастный надзор за работой редакции не входит в обязанности помощника губернатора. По их мнению, незаконные действия А. Бекилова имеют под собой цель вновь вернуться на должность главного редактора государственного издания.
     После мартовских событий А. Бекилов по рекомендации С. Орозалиева, бывшего тогда помощником губернатора, был назначен главным редактором областной газеты «Акыйкат». В октябре 2005 года глава области принял решение поменять их местами и назначил С. Орозалиева главным редактором газеты.

     Декабрь, 07
     «Акыйкат» (г. Жалалабат)
     Коллектив редакции Жалалабатской областной газеты «Акыйкат» обратился к вице-губернатору области Камиле Талиевой с просьбой оказать содействие во взыскании долга с областного филиала государственного предприятия «Кыргызпочтасы».
     Журналисты выразили озабоченность тем, что, несмотря на многочисленные обещания почтовиков, их долг перед редакцией не уменьшается, в результате чего издание находится в затруднительном финансовом положении. По словам заместителя главного редактора газеты Абдували Айлакова, на сегодняшний день задолженность областной почтовой связи составляет 170 тысяч сомов ($ 4250). Если до нового года областная почта не вернет долг, то редакции нечем будет платить за типографские услуги.

     Декабрь, 07
     Радиостанция «Алмаз-Нарын» (г. Нарын)
     С открытым письмом в поддержку радиостанции «Алмаз-Нарын» выступили представители политических партий, неправительственных организаций Нарынской области. В нем осуждаются действия командира воинской части № 93546, подполковника Бакыта Бекболотова, подавшего иск на независимую радиостанцию.
     «Алмаз-Нарын» является основным источником получения объективной информации в регионе. «Радиостанция внесла значительный вклад в крах авторитарного и антинародного режима Аскара Акаева. Сегодня, ретранслируя передачи радио «Азаттык», она продолжает оставаться рупором свободы слова в Кыргызстане», - отмечается в письме.
     Поводом к обращению стало начавшееся 30 ноября 2005 года в Нарынском городском суде рассмотрение иска о защите достоинства и деловой репутации, поданного Б. Бекболотовым против независимой радиостанции «Алмаз-Нарын». В вышедшей 7 октября 2005 года в эфир аналитической передаче «Наша жизнь», где речь шла об инспекторской поездке в Нарынскую область министра обороны КР Исмаила Исакова, истец усмотрел факты ущемления своего достоинства и деловой репутации. Нанесенный моральный ущерб он оценил в 500 тыс. сомов ($ 12500).

     Декабрь, 08
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     Ситуация, сложившаяся вокруг телерадиокомпании «Пирамида», была рассмотрена на «круглом столе», прошедшем в Жогорку Кенеше с участием депутатов Мелиса Эшимканова, Кабая Карабекова и Кубатбека Байболова, руководства канала «Пирамида», представителей СМИ и Независимого профсоюза журналистов Кыргызстана.
     По словам вице-президента «Пирамиды» Олега Вассиля, ОсОО «Ареопаг», владеющее 50% акций «Пирамиды», продало свои акции компании «Медиа-Инвест», не уведомив «Пирамиду». «Некоторое время назад ТРК «Пирамида» продала ОсОО «Ареопаг» эти 50% акций за $100 000 с правом выкупить их обратно в течение 3 лет. Однако мы сейчас готовы выплатить ту сумму, которую получили от «Ареопага», и восстановить свой статус-кво», - сказал он. Как отметил О. Вассиль, ему стало известно, что канал «Пирамида» намерены превратить в молодежно-развлекательный канал, где будут крутить музыкальные клипы.
     Шеф-редактор ТРК «Пирамида» Элина Чернявская заявила: «В офис «Пирамиды» приезжали два гражданина Израиля Аркан Кариф и Валерий Фазников, которые в свое время работали в избирательном штабе Курманбека Бакиева. Они сказали, что теперь будут руководить офисом».
     О. Вассиль отказался назвать имена тех, кто «хочет отобрать канал». Суть конфликта озвучил депутат Кабай Карабеков. «В телекомпанию «Пирамида» пришли люди, сказали, что они действуют от лица главы государства. Сказали, что эта компания отныне будет принадлежать сыну президента КР Максиму Бакиеву. Это сегодня не только захват частной собственности, это попытка приватизации информационного пространства Кыргызстана, это посягательство на наше право, на право каждого из нас», - заявил он.
     По инициативе К. Карабекова и ряда других депутатов планируется создание независимой парламентской комиссии, которая изучит ситуацию вокруг ТРК «Пирамида» и законность сделки по перепродаже ее акций.

     Декабрь, 08
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     Коллектив ТРК «Пирамида» решил направить письмо на имя Президента КР Курманбека Бакиева с просьбой разобраться в сложившейся вокруг телерадиокомпании ситуации. По мнению журналистов, состоявшийся накануне процесс смены собственника канала является ничем иным, как незаконным захватом компании.
     «Смена владельцев прошла с грубейшими нарушениями законодательства КР. Согласно заключенному 26 апреля 2004 года между ОсОО «Ареопаг» и ТРК «Пирамида» Инвестиционному соглашению телерадиокомпании сроком на три года был выделен беспроцентный заем. До истечения срока действия данного соглашения, т.е. до 26 апреля 2007 года, «Ареопаг» не имел юридического права распоряжаться залоговым имуществом», - считают журналисты.
Коллектив ТРК «Пирамида» заявил о намерении выйти на митинг, если их требования будут проигнорированы.

     Декабрь, 09
     СМИ КР (г. Бишкек)
     Вопросы освещения кризисных ситуаций обсудили журналисты и руководители пресс-служб силовых ведомств Кыргызстана на прошедшем в Бишкеке «круглом столе» на тему «Криминальный кризис в Кыргызстане. Журналистика кризисных ситуаций: освещение конфликтов и возможности открытого доступа к информации».
     По словам заведующей информационным отделом аппарата правительства КР Розы Даудовой, открывшей мероприятие, данная тема стала очень актуальной, особенно после последних событий, которые произошли в стране.
     Активно обсуждалась тема «криминальных митингов», то есть демонстраций, организованных по инициативе «криминальных авторитетов». В частности, представитель «Интерньюс» Динара Суймалиева считает, что СМИ должны объявить бойкот освещению криминальных митингов, так как они оказывают давление на общество и власть. Ряд журналистов подчеркнули, что в погоне за «горячими новостями» СМИ создали мощную рекламу «криминальным митингам». Были высказаны предложения о выработке общих этических принципов при освещении подобных ситуаций.

     Декабрь, 09
     «Интерньюс-Кыргызстан» (г. Бишкек)
     9 декабря 2005 года руководство «Интерньюс-Кыргызстан» официально ответило на письмо президента Национальной телерадиовещательной корпорации Кыяса Молдокасымова, особо отметив следующее:
     «В ответ на ваше письмо с объяснением причин снятия выпуска программы «Злое перо» с участием М. Иманалиева и М. Кабылбекова с эфира НТРК хотели бы отметить, что не считаем их конструктивно обоснованными.
     Мы разделяем ваше мнение о том, что международные стандарты журналистики необходимы для укрепления независимых средств массовой информации. «Интерньюс-Кыргызстан» и наши журналисты всегда придерживаются этих стандартов, одним из которых является запрет на цензуру.
     Другим важнейшим стандартом является сбалансированность в подаче информации. За период существования телевизионной программы «Злое перо» в ней принимали участие и имели возможность высказать свою точку зрения без редакторской правки представители самых разных общественно-политических сил страны: члены правительства, парламента, общественных организаций, партий и просто граждане Кыргызстана.
     Наши журналисты с неменьшим уважением относятся к истории своей страны, но стараются не только созерцать, но и освещать все общественно значимые процессы, которые переживает сегодня Кыргызстан, и представить весь спектр мнений, даже если они их не разделяют».

     Декабрь, 09
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     9 декабря 2005 года должно было состояться собрание акционеров ТРК «Пирамида». Как сообщил выпускающий редактор Валерий Екель, «неизвестные люди, представившиеся как уполномоченные лица ОсОО «Медиа-Инвест», прибыли на собрание акционеров. Учредители ТРК «Пирамида» отказались признать права ОсОО «Медиа-Инвест» и в знак протеста покинули собрание».
     Напомним, 7 декабря 2005 года в ТРК «Пирамида» произошла смена собственника. Владельцем 50 процентов акций стала компания «Медиа-Инвест», выкупившая их у компании «Ареопаг-Бишкек».
     Между тем, по мнению сотрудников телеканала, пожелавших остаться анонимными, процесс смены владельцев ТРК «Пирамида» прошел с грубыми нарушениями законодательства Кыргызской Республики. Согласно заключенному 26 апреля 2004 года между ОсОО «Ареопаг-Бишкек» и ТРК «Пирамида» Инвестиционному соглашению телерадиокомпании сроком на три года был выделен беспроцентный заем в 4 309 987 сомов ($ 100 000). Гарантом возврата займа, согласно соглашению, выступили 50% акций, переданные телерадиокомпанией ОсОО «Ареопаг-Бишкек» в качестве залога. «До истечения срока действия данного Инвестиционного соглашения, т. е. до 26 апреля 2007 года, ОсОО «Ареопаг» не имеет юридического права распоряжаться залоговым имуществом», - отметили журналисты.

     Декабрь, 12
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     20 сотрудников ТРК «Пирамида» провели 12 декабря 2005 года на площади возле здания Жогорку Кенеша КР акцию протеста. Они заклеили рты скотчем и держали в руках плакаты с лозунгами « Руки прочь от Пирамиды!», «Не дадим «Пирамиду» в обиду!». По их словам, ситуация, сложившаяся вокруг ТРК «Пирамида», дает основание говорить о попытках властей закрыть независимую телерадиокомпанию.
     К протестующим сотрудникам «Пирамиды» присоединились представители гражданского сектора и других СМИ.

     Декабрь, 23
     Жогорку Кенеш (парламент) КР, ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     Компания «Инвест-Тел», владеющая компанией «Медиа-Инвест», которая, в свою очередь, сейчас владеет 50% акций ТРК «Пирамида», оказалась «бесхозной». Об этом говорится в заявлении парламентской комиссии, созданной для расследования ситуации, сложившейся вокруг телеканала «Пирамида».
     Формальные владельцы компаний «Инвест-Тел» и «Медиа-Инвест» - некие Саркишев и Баканов - отсутствуют в Кыргызстане с июля 2005 года, а компания «Медиа-Инвест» была зарегистрирована в декабре 2005 года. Как сообщил отец Саркишева, компания «Медиа-Инвест» была зарегистрирована по паспорту, утерянному его сыном три года назад. «В настоящее время он находится на территории Российской Федерации, где проживает по другому паспорту», - отметил он.
     Проведенная экспертиза показала, что имеющаяся на официальных документах подпись Саркишева не соответствует образцу его подписи, имеющейся в МВД КР.
     Отметив факты явной фальсификации учредительных документов, члены комиссии предложили сотрудникам ТРК «Пирамида» подать в суд на компанию «Медиа-Инвест», что телекомпания и сделала. Юристы «Пирамиды» считают незаконной сделку с ОсОО «Ареопаг», в результате которой компания «Медиа-Инвест» стала обладателем 50% акций ТРК «Пирамида».
 
 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

     1. Незаконные требования о цензуре публикаций

     Декабрь, 02
     Бакыт Орунбеков, «Кыргыз туусу» (г. Бишкек)
     О факте давления в свой адрес со стороны аппарата правительства КР заявил главный редактор государственной газеты «Кыргыз туусу» Бакыт Орунбеков. По его словам, поводом к этому стало опубликованное в начале ноября на страницах издания обращение за подписью двух тысяч человек, а также статьи корреспондента газеты Калила Жамгырчинова, где подвергалась критике деятельность премьер-министра КР Ф. Кулова.
     Как сообщил главный редактор, 1 декабря 2005 года он был вызван к руководителю аппарата правительства КР Т. Коеналиеву, который в ультимативной форме потребовал прекратить публикации критического плана, касающиеся деятельности главы правительства. Чиновник объяснил это тем, что газета «Кыргыз туусу» является официальным органом правительства КР и поэтому материалы подобного характера здесь недопустимы.
     «Кроме того, сотрудница пресс-службы правительства КР Р. Даудова недвусмысленно дала понять мне, что вопрос о назначении и снятии главного редактора издания всецело находится в компетенции премьер-министра», - отметил Б. Орунбеков.

     КОММЕНТАРИЙ
     Вышеуказанные претензии в адрес журналиста являются необоснованными.
     В соответствии со статьей 4 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» никто не имеет права требовать от журналиста предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также требовать изменить текст или полностью снять с печати (эфира) материал или сообщение.
     В п.10 ст.16 Конституции КР, а также в статье 1 Закона КР «О средствах массовой информации» однозначно закреплено, что в Кыргызской Республике цензура в СМИ не допускается.
     Согласно ст. 13 Закона КР «О средствах массовой информации» приостановление или запрещение распространения продукции средства массовой информации допускается исключительно по решению суда.
     Кроме того, ст. 13 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» гласит, что должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за:
     - осуществление цензуры;
     - воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста;
     - необоснованный отказ в аккредитации или неоправданное прекращение аккредитации;
     - оказание давления на журналиста, вмешательство в его профессиональную деятельность;
     - незаконное изъятие материалов и необходимых технических средств журналиста;
     - предоставление недостоверной и необъективной информации журналисту.
 

     2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста

     Декабрь, 15
     ТК НТС (г. Бишкек)
     Съемочная группа телеканала НТС была вытеснена неизвестными лицами из зала заседаний Первомайского районного суда Бишкека. В тот день, 14 декабря 2005 года, в суде проходило очередное заседание по уголовному делу, в котором в качестве обвиняемых фигурировали известный криминальный авторитет Рыспек Акматбаев и его приближенные.
     Журналисты смогли вернуться в зал только после вмешательства секретаря суда.

     КОММЕНТАРИЙ
     Действия указанных лиц не основаны на законе.
     Согласно ст. 8 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» профессиональные права, честь и достоинство журналиста охраняются законом.
     Журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности.
     Государство гарантирует журналисту свободное получение и распространение информации, обеспечивает его защиту при осуществлении им профессиональной деятельности. В соответствии со ст. 9 данного закона журналист имеет право проводить журналистское расследование.
     Также следует помнить, что согласно ч. 1 статьи 151 УК КР воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных месячных заработных плат.
 

     3. Незаконное проникновение в компьютерную базу

     Декабрь, 19
     «Акыйкат тагдыры» (г. Бишкек)
     В ночь на 19 декабря 2005 года неизвестными был взломан офис общественно-политической газеты «Акыйкат тагдыры». Как сообщил главный редактор издания Нургазы Анаркулов, следы взлома входной двери были обнаружены утром. После осмотра офиса было отмечено отсутствие на месте системного блока главного редакционного компьютера, который в нерабочем состоянии был обнаружен в коридоре редакции. Злоумышленники изъяли из него накопитель на жестком магнитном диске.
     По словам сотрудников издания, на диске находились материалы текущего номера. В частности, к печати была подготовлена большая статья о том, кто стоит за людьми, которые пытаются захватить ТРК «Пирамида», а также критические материалы в адрес руководства страны.
     «По данному факту могу констатировать, что в настоящее время идет давление на свободу слова. У нас фактически не осталось независимых СМИ. Тех, которые осмеливаются говорить правду, постигает трагическая участь. Я думаю, что за всеми этими проблемами стоят конкретные люди, которым нужны сортированная информация и цензура», - отметил главный редактор.

     КОММЕНТАРИЙ
     В данном случае действия злоумышленников подпадают под санкцию ст. 289 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, где предусмотрено, что неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от ста до трехсот минимальных месячных заработных плат либо лишением свободы на срок до двух лет.
     То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных месячных заработных плат либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
     Примечание: размер одной минимальной месячной заработной платы в настоящее время равняется ста сомам.
 
 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

     1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации

     Декабрь, 20
     Адылбек Ахматов, «Баткен таны» (г. Баткен)
     С надзорной жалобой о пересмотре дела по факту причинения морального ущерба обратился в Верховный суд КР ректор Баткенского государственного университета Илимидин Абдрасулов. Он считает предвзятым решение Баткенского областного суда, который оставил в силе решение Баткенского районного суда.
     Напомним, причиной иска стала статья бывшего проректора Баткенского университета Б. Тагаева, опубликованная в «Баткен таны» 15 апреля 2005 года, которая, по мнению истца, подрывает не только его репутацию, но и авторитет всего коллектива университета. Ректор университета И. Абдрасулов подал иск в Баткенский районный суд с требованием возместить нанесенный ему моральный ущерб - от областной газеты «Баткен таны» в размере 400 000 сомов ($ 9800), от главного редактора газеты Адылбека Ахматова - 200 000 тысяч сомов ($ 4900).
     7 октября 2005 года Баткенский областной суд, рассмотрев апелляционную жалобу главного редактора Баткенской областной государственной газеты «Баткен таны» А. Акматова, оставил в силе решение Баткенского районного суда, вынесшего 23 августа 2005 года решение о выплате главным редактором издания А. Акматовым 5000 сомов ($ 120) истцу в качестве компенсации за причиненный моральный ущерб.

     КОММЕНТАРИЙ
     Статья 27 Закона КР «О средствах массовой информации» гласит, что моральный (неимущественный) вред, причиненный личности, гражданину, а также организации в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство личности, гражданина или организации, либо причинивших им иной неимущественный ущерб, подлежит возмещению по решению суда средством массовой информации в порядке, установленном законом. Размер возмещения морального (неимущественного) вреда в денежном выражении определяется судом.
     Статья 26 указанного закона устанавливает случаи освобождения средств массовой информации от ответственности за распространение недостоверных, порочащих сведений, когда они не обязаны и не в состоянии проверить их достоверность. К ответственности в таких случаях должно привлекаться лицо, сообщившее СМИ такие сведения.
 

     2. Обвинения в распространении сведений несоответствующих действительности

     Декабрь, 22
     СМИ (г. Бишкек)
     Российская компания «Altimo» угрожает ряду СМИ судебным иском за распространение ложной информации. Об этом говорится в распространенном ею 20 декабря 2005 г. пресс-релизе.
     Ранее ряд СМИ сообщили, что «Altimo» имеет отношение к ЗАО «Резервспецмет», с которым связаны события вокруг кыргызского сотового оператора «Бител».
     «Компания «Altimo» не имеет никакого отношения к ЗАО «Резервспецмет» и к событиям, происходящим в последнее время в Кыргызстане вокруг сотового оператора «Бител». Мы рассматриваем клеветнические заявления ряда СМИ как провокацию со стороны недобросовестных участников телекоммуникационного рынка, наносящую существенный ущерб деловой репутации компании. В настоящее время мы рассматриваем возможность подачи судебных исков в отношении СМИ, распространяющих заведомо ложную информацию», - говорится в пресс-релизе.

     КОММЕНТАРИЙ
     Действительно, в ст. 23 Закона КР «О средствах массовой информации» предусмотрено, что в средствах массовой информации не допускается обнародование заведомо ложной информации. Однако в данном случае необходимо доказать, что распространитель информации заведомо знал о ложности распространяемых порочащих сведений и стремился распространить именно такие сведения, то есть оболгать другое лицо.
     В указанном случае, если заинтересованные лица полагают, что со стороны СМИ или журналистов допущены какие-либо нарушения, ущемляющие их права, то в соответствии со ст.17 Закона КР «О средствах массовой информации» они вправе требовать от средств массовой информации опровержения обнародованных сведений, не соответствующих действительности или порочащих их честь и достоинство.
     В случае отказа опровержения сообщения заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.
     При этом необходимо отметить, что в соответствии с требованиями ст. 60 ГПК КР истец обязан доказать факт распространения порочащих сведений лицом, которому предъявлен иск, а на ответчика возлагается обязанность доказывания соответствия распространенных сведений действительности.

[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg