Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Суббота, 20 Января, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Февраль 2006 г.


I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

     1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

     Февраль, 04
     Модест Колеров, начальник управления Администрации Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (г. Бишкек)
     «Россия и дальше готова сотрудничать с Кыргызстаном по всем возможным направлениям, но только в том случае, если кыргызская сторона будет вести себя цивилизованно», - заявил 3 февраля 2006 года в ходе состоявшегося визита в Бишкек начальник управления Администрации Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров. Речь шла о соблюдении авторских прав в области вещания на территории Кыргызстана российских телевизионных каналов.
     Отвечая на вопрос о правовых аспектах вещания российских телеканалов в Кыргызстане, М. Колеров отметил, что общее ужесточение авторских правил пользования и лицензирования в России приняло такой же характер, как в Европе, добавив, что никаких сделок и исключений по данному вопросу не будет.
 

     2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

     Февраль, 03
     Жогорку Кенеш (парламент) КР, ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     Парламент Кыргызстана заслушал заключение депутатской комиссии по изучению ситуации вокруг телерадиокомпании «Пирамида», с которым депутатов ознакомил председатель комиссии Кубатбек Байболов. Как он отметил, комиссия главным образом провела сбор правоустанавливающих материалов и дала правовую и политическую оценку сложившейся ситуации.
     Комиссией предложены следующие рекомендации: для полного выяснения обстоятельств заинтересованным лицам следует обратиться в органы прокуратуры для проверки фактов подделки документов, а именно подписание учредительных документов ОсОО «Инвест Тел», ОсОО «Ареопаг Бишкек» и ОсОО «Инвест Медиа» не уполномоченными лицами. В частности, там фигурировали подписи неких Баканова и Саркишева, являющихся родственниками Майрам Акаевой. На вопрос, не стоят ли за попыткой захвата ТРК «Пирамида» родственники экс-президента КР, К. Байболов заявил, что подписи подделаны.
     В соответствии со статьями 183, 185, 194 и 195 Гражданского кодекса Кыргызской Республики «Пирамида» может обратиться в суд о признании сделки недействительной. Кроме того, комиссия поручает МВД провести следственные мероприятия в отношении лиц, принимавших участие в попытке захвата здания ТРК «Пирамида» 9 декабря 2005 года.

     Февраль, 12
     Искендербек Айдаралиев, губернатор Жалалабатской области (г. Жалалабат)
     К более тесному сотрудничеству с властями призвал журналистов новый губернатор Жалалабатской области Искендербек Айдаралиев на состоявшейся 11 февраля встрече с представителями средств массовой информации.
     Глава области отметил необходимость реального и объективного освещения событий с учетом общественной значимости и в связи со сложившейся в стране тяжелой общественно-политической обстановкой.
     И. Айдаралиев пообещал создать предпосылки к формированию в редакциях государственных областных изданий коллективов, состоящих из профессионалов.
 

     3. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, определяющие положение средств массовой информации

     Февраль, 02
     Государственная телерадиовещательная компания КР, ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     2 февраля 2006 года парламентарии утвердили план работы Жогорку Кенеша на февраль. Среди первоочередных вопросов - результаты работы парламентской комиссии, изучавшей ситуацию вокруг ТРК «Пирамида», и законопроект «О Национальной телерадиовещательной корпорации».
     Напомним, депутатская комиссия по изучению ситуации вокруг ТРК «Пирамида» была создана 12 декабря 2005 года после инцидента между коллективом ТРК «Пирамида» и ОсОО «Инвест Медиа», претендующего на контрольный пакет акций телекомпании. Свою работу комиссия завершила в конце декабря прошлого года.
     Законопроект «О Национальной телерадиовещательной корпорации», предполагающий реформирование госканала по формату общественного, был принят в первом чтении 14 октября 2005 года.
 

     4. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

     Февраль, 02
     Государственная телерадиовещательная компания КР (г. Бишкек)
     Представители неправительственного сектора КР обратились к депутатам Жогорку Кенеша (парламента) КР в связи с предстоящим рассмотрением законопроекта «О Национальной телерадиовещательной корпорации КР».
     В обращении говорится, что, несмотря на то, что в законопроекте заложены положения о создании Наблюдательного совета НТРК, призванного определять общую политику канала, статьи, регулирующие работу коллегиального органа, не предполагают независимой от власти работы национального телерадиоканала.
     «То, что генеральный директор НТРК, как и сейчас, будет назначаться и освобождаться Президентом КР, практически не меняет существующую систему управления каналом и его зависимость от государства. Кроме того, согласно законопроекту, в состав Наблюдательного совета (НС) должны войти по 3 представителя от парламента, Президента КР и НТРК, что противоречит нормам данного же законопроекта где указано, что члены НС не могут иметь деловые отношения с НТРК и получать за это вознаграждение», - говорится в обращении.
     Представители гражданского сектора призвали народных избранников предусмотреть в ходе рассмотрения законопроекта «О Национальной телерадиовещательной корпорации КР» более совершенный демократический принцип формирования НС посредством равного представительства от Президента КР, Жогорку Кенеша КР и гражданского общества. Наиболее важным условием обеспечения независимости общественного вещателя, по их мнению, должно стать назначение генерального директора национального телерадиоканала решением Наблюдательного совета.

     Февраль, 02
     «Тенир-Тоо» (г. Нарын)
     Коллектив Нарынской областной государственной газеты «Тенир-Тоо» выступил за акционирование печатного издания. Об этом сообщил главный редактор газеты Таалайбек Дуйшеналиев.
     В настоящее время, по его словам, еще не решен вопрос о форме перехода на корпоративный метод управления. «Перейдем ли мы к форме акционирования с государственной долей, либо предприятие полностью перейдет в руки трудового коллектива, зависит от позиции областной госадминистрации», - сказал Т. Дуйшеналиев, отметив, что в случае перехода на самофинансирование штат издания будет существенно сокращен. В настоящее время в газете работают 16 человек, из них только половина являются журналистами. Из областного бюджета ежегодно выделяется 350 тысяч сомов ($ 8500), что покрывает только 35% расходов на выпуск издания. Тираж газеты - 1800-2000 экземпляров.
     Напомним, 8 декабря 2005 года Президент КР К. Бакиев подписал Указ о реформировании отдельных государственных средств массовой информации, согласно которому редакции областных газет, учрежденных областными государственными администрациями, должны прейти на корпоративный метод управления.

     Февраль, 02
     Государственная телерадиовещательная компания КР (г. Бишкек)
     2 февраля 2006 году возле здания Жогорку Кенеша (парламента) КР Союз студентов Кыргызстана, молодежное движение «Келкел» и ОО «Интерньюс» провели акцию в связи с реформированием Государственной телерадиовещательной компании КР. Участники акции подписали обращение к народным избранникам, в котором просили предусмотреть демократический принцип формирования Наблюдательного совета ГТРК при рассмотрении законопроекта «О Национальной телерадиовещательной корпорации КР».
     «Наблюдательный совет должен быть коллегиальным органом, определяющим общую политику канала. Представляя в равной мере представителей от гражданского общества, Жогорку Кенеша и Президента КР, он должен иметь полномочия по назначению генерального директора ГТРК», - говорится в обращении.
     Участники акции заявили, что без внедрения указанных принципов работа Парламента будет сведена к имитации создания Общественного телерадиовещания.

     Февраль, 02
     Общественное объединение «Ошский ресурсный центр СМИ» (г. Ош)
     2 февраля 2006 года ОО «Ошский ресурсный центр СМИ», объединяющее в своих рядах свыше 200 журналистов и руководителей средств массовой информации южных регионов Кыргызстана, распространило заявление, в котором выразило обеспокоенность ситуацией, сложившейся вокруг отдельных государственных СМИ. Поводом послужили последние назначения новых руководителей, вызвавшие акции протеста коллективов этих государственных изданий.
     «Зачастую неоправданные кадровые перестановки, совершаемые к тому же без учета мнения трудовых коллективов, общество начинает расценивать как угрозу свободе слова», - говорится в заявлении. Журналисты отметили, что, прикрываясь лозунгом о реформировании СМИ, власти начали манипулировать данным процессом, назначая на должности руководителей государственных СМИ лояльных им людей.

     Февраль, 09
     «Кызылтуу» (г. Баткен)
     О намерении вернуть хотя бы часть принадлежавшего редакции здания заявил коллектив баткенской районной газеты «Кызылтуу». Поводом к данному решению стал возможный переход областной газеты в корпоративное управление, после чего претензии районной газеты на отнятое ранее имущество станут необоснованными.
     Напомним, в 1999 году, после образования Баткенской области, здание районной газеты «Кызылтуу» было передано новообразованной областной государственной газете «Баткен таны». В настоящее время редакция баткенской районной газеты «Кызылтуу» располагается в одной из комнат некогда принадлежавшего ей здания.

     Февраль, 10
     Гражданский сектор Нарынской области (г. Нарын)
     9 февраля в информационном центре г. Атбашы Нарынской области прошло обсуждение Обращения представителей гражданского сектора Кыргызстана к депутатам Жогорку Кенеша КР по поводу законопроекта «О Национальной телерадиовещательной корпорации КР».
     В обсуждении приняли участие представители неправительственных организаций и сотрудники местного самоуправления, выступившие с активной поддержкой обращения. Участники встречи выразили надежду на принятие закона, способного обеспечить независимость и объективность государственного телерадиоканала, являющегося для населения области одним из немногих источников информации о происходящих в республике событиях.
     Напомним, 2 февраля 2006 года представители более 30 крупнейших НПО обратились к депутатам Жогорку Кенеша с призывом о необходимости реформирования Национальной телерадиовещательной корпорации. В частности, законодателям предлагается предусмотреть при рассмотрении законопроекта демократический принцип формирования Наблюдательного совета НТРК, который должен состоять в равной мере из представителей от гражданского общества, Жогорку Кенеша КР и Президента КР.

     Февраль, 14
     «Ош жанырыгы» (г. Ош)
     Освобожденный в мае 2005 года от должности главного редактора газеты «Ош жанырыгы» и назначенный начальником социально-культурного отдела Ошской областной государственной администрации Мамарайым Дубанаев не прекращает попытки вернуться на свое прежнее рабочее место. Об этом на состоявшейся 14 февраля 2006 года пресс-конференции сообщил нынешний главный редактор газеты «Ош жанырыгы» Абдувахаб Мониев, который считает, что своими действиями М. Дубанаев «создает проблемы в работе газеты».
     Напомним, 26 января 2006 года в Оше перед зданием областной госадминистрации состоялся митинг в поддержку главного редактора кыргызскоязычной газеты «Ош жанырыгы» Абдувахаба Мониева. Поводом к проведению акции стало намерение бывшего редактора газеты «Ош жанырыгы» Мамарайыма Дубанаева, работающего в данное время в Ошской областной госадминистрации, вернуться на прежнее место.
     Ранее Ошский городской суд под председательством Нургуль Бакировой вынес решение о восстановлении М. Дубанаева в должности главного редактора газеты «Ош жанырыгы». Судья мотивировала свое решение тем, что в отделе кадров Ошской облгосадминистрации нет заявления М. Дубанаева о его согласии на переход на другую работу.
     Свой протест журналисты газеты объяснили тем, что в бытность редактором М. Дубанаев полностью развалил печатное издание. «В ходе аудиторской проверки, состоявшейся в июле 2005 года, выяснилось, что М. Дубанаев присвоил около 700 тысяч сомов ($17 000). Он не гнушался даже мелочью, забрав из редакции телефакс и мобильный телефон, которые удалось вернуть только благодаря судебным органам», - заявили сотрудники газеты.

     Февраль, 15
     Институт Медиа представителя КР, ТРК «НТС» (г. Бишкек)
     С комментариями по поводу предостережения в отношении телекомпании НТС, вынесенного прокуратурой Бишкека, выступили юристы Института Медиа представителя КР.
     «Прокурорские предостережения должны иметь место, если имеется явное нарушение закона. Данное предостережение не имеет под собой веского основания. Заместитель прокурора города Бишкек, утверждая, что НТС предоставляет «заведомо ложную» информацию, превышает свои полномочия, делая выводы за судебные органы.
     Следует отметить, что в данном заявлении непонятно, чью честь защищает прокуратура. Общеизвестно, что вопросы о защите чести, достоинства и деловой репутации рассматриваются в суде по заявлению граждан либо юридического лица (ст.18 Гражданского кодекса КР), а дела по клевете являются делами частного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению физического лица, т.е. гражданина (по ст.127 УК Кыргызской Республики)», - говорится в пресс-релизе Института Медиа представителя КР.

     Февраль, 16
     Государственное информационное агентство «Кабар» (г. Бишкек)
     Государственное информационное агентство «Кабар» выступило с очередным заявлением о своей непричастности к публикации компромата на депутата Жогорку Кенеша Кубатбека Байболова. В нем говорится, что появившаяся 16 февраля на различных интернет-форумах информация о причастности агентства «Кабар» к опубликованной в начале февраля на форуме ИА «АКИ-пресс» так называемой «инструкции по изменению политического строя» является явным вымыслом, цель которого - дискредитация агентства «Кабар».
     «Приписывание появившейся на интернет-форуме «инструкции по изменению политического строя» агентству «Кабар» является чистой воды вымыслом или стремлением выдать желаемое за действительное. Агентство «Кабар» официально заявляет, что никакого отношения к появившейся в форуме агентства «АКИ-пресс» вышеназванной инструкции не имеет. Высказывание депутата К. Байболова в агентстве «АКИ-пресс» с обвинением в адрес «Кабар» ничто иное, как предположение. В любом виртуальном форуме Кыргызстана, в число которых входит и форум агентства АКИ-пресс, авторы определенных провокационных высказываний часто используют анонимные адреса и имена. В данном случае, фиксирование IP-адреса агентства «Кабар» в форуме, на чем обосновано обвинение депутата, может говорить лишь о том, что была провокационная и несанкционированная отправка частного мнения с портала агентства «Кабар», - говорится в заявлении.
     «Начатое внутреннее расследование в агентстве «Кабар» по выявлению источника отправки фальсификации показало, что она могла быть отправлена не только из компьютерной сети агентства, но и из постороннего источника», - отмечается в официальном заявлении.

     Февраль, 17
     ТРК «Пирамида» (г. Бишкек)
     17 февраля 2006 года творческий коллектив ТРК «Пирамида» обратился с открытым письмом к Президенту КР К. Бакиеву и Премьер-министру КР Ф. Кулову с требованием остановить правовой беспредел в отношении телерадиокомпании.
     «Мы обращаемся к Вам, участникам политического тандема, с требованием остановить правовой беспредел в отношении ТРК «Пирамида», который творческим коллективом ТРК, международными правозащитными организациями, неправительственными организациями, а также огромной зрительской аудиторией расценивается как прямое посягательство на свободу слова в стране», - говорится в письме.
     Журналисты выразили озабоченность тем, что в попытке незаконного передела собственности были задействованы сотрудники правоохранительных органов в лице Октябрьского РОВД и представители организованных преступных группировок.
     «Только благодаря поддержке коллег, депутатов парламента, сотрудников Омбудсмена КР, представителей гражданского сектора и международных правозащитных организаций нам удалось в декабре 2005 года дважды отстоять офис телерадиокомпании, который пыталась взять штурмом некая компания «Инвест Медиа», без законных оснований претендующая на акции ТРК «Пирамида».
     Накануне Нового года глава государства К. Бакиев сообщил, что его семья не имеет никакого отношения к фирме «Инвест Медиа», он заявил, что за претендентами на учредительские акции «Пирамиды» стоит семья экс-президента Акаева, и посоветовал конфликтующим сторонам разобраться в правовом поле.
     Однако сегодня мы можем со всей ответственностью заявить, что независимая позиция телеканала не устраивает высших должностных лиц государства и является основной причиной силового давления», - говорится в обращении.
     В качестве аргумента коллектив ТРК привел результаты работы депутатской комиссии, выявившей факты подлога в оформлении документов ОсОО «Инвест-Медиа», заключавшиеся в том, что подписи учредителей компании неких Саркишева и Баканова, являющихся родственниками экс-президента КР А. Акаева, оказались поддельными. Кроме того, комиссии не удалось установить личность гендиректора компании С.Г. Цоя, которого, по мнению парламентариев, не существует в природе.
     «Тем не менее, исковое заявление «виртуального» господина Цоя принимает к производству Октябрьский районный суд. В то же время встречный иск ТРК «Пирамида» не принимается ни в одной судебной инстанции - ни в районной, ни в городской. Попытки телерадиокомпании, работающей на рынке СМИ Кыргызстана более 15 лет, отстоять свои права в судебном порядке сегодня терпят крах», - заявили журналисты.

     Февраль, 28
     Жалалабатская областная телерадиокомпания, Тынычбек Мамаев, Кадыр Ураимжанов (г. Жалалабат)
     Руководство Жалалабатского областного УВД игнорирует заявление Жалалабатской областной телерадиокомпании (ЖТРК) по факту рукоприкладства следователя поселкового отделения милиции А. Бекешева в отношении сотрудников ЖТРК. Об этом заявили журналисты телерадиокомпании.
     Напомним, 3 января 2006 года следователь поселкового отделения милиции (ПОМ) Кызылтууской сельской управы Сузакского района А. Бекешев оказал немотивированное физическое воздействие на корреспондентов ЖТРК Тынычбека Мамаева и Кадыра Ураимжанова, в результате чего пострадала редакционная видеокамера.
     «7 января 2006 года мы обратились к начальнику УВД с заявлением, в котором требовали провести служебное расследование по данному инциденту, наказать следователя и починить видеокамеру. Однако, несмотря на то, что согласно закону КР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» чиновник должен был отреагировать на него в течение одного календарного месяца, ответа мы не получили», - сообщили журналисты, отметив, что намерены теперь обратиться с соответствующими заявлениями к Омбудсмену КР и губернатору Жалалабатской области.
 

     5. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

     Февраль, 02
     Народная Коалиция Демократических сил (г. Бишкек)
     Народная Коалиция Демократических сил (НКДС) выступила с заявлением (См. газету «Лица», 02.02.2006), в котором относительно ситуации в сфере СМИ особо отметила то, что «органы прокуратуры начали работу в духе 37-го года - ведут борьбу с инакомыслием, со свободой слова, громогласно объявляя о вынесении предостережений журналистам, депутатам, политикам, честно выполняющим свои конституционные права, а Министерство юстиции пытается провести ревизию гражданских организаций».

     Февраль, 03
     Государственные СМИ Ошской области (г. Ош)
     Мнения главных редакторов ошских областных государственных газет относительно акционирования возглавляемых ими изданий разделились.
     «Сегодня мы находимся в двояком положении: творческий коллектив не против того, чтобы остаться под крылом своих учредителей, кроме того, акционирование нас не устраивает ввиду отсутствия потенциальных держателей акций, способных вложить в газету солидные инвестиции», - сказал в интервью корреспонденту мониторинга главный редактор газеты «Эхо Оша» Евгений Бреславский. Другой причиной неприемлемости акционирования главный редактор назвал боязнь лишиться ежегодной дотации из государственного бюджета в размере 300 тысяч сомов ($ 7300), покрывающей четверть расходов на выпуск газеты.
     С ним солидарен главный редактор узбекскоязычной газеты «Ош садоси» Махамадсали Исмаилов. «Для нас сегодня отказ от бюджетного финансирования фактически означает закрытие газеты, поскольку подписка на 2006 г. была осуществлена с учетом 30-процентного финансирования со стороны областной администрации», - считает он, обосновывая желание коллектива оставаться под опекой государства.
     Иное мнение у редактора газеты «Ош жанырыгы» Абдувахаба Мониева. «Мы готовы перейти на корпоративный метод управления. Но настораживает отсутствие механизмов перехода на новую форму собственности, вероятно, последнее слово останется за учредителем в лице областной госадминистрации. Нас вполне устроил бы контрольный пакет акций, но неизвестно, пойдет ли на это государство», - заявил он. В этом случае, по словам А. Мониева, отказавшись от дотаций, покрывающих лишь 25 процентов затрат, «Ош жанырыгы» сумеет улучшить свое финансовое состояние за счет роста популярности издания.
     Напомним, 8 декабря 2005 года Президент КР К. Бакиев подписал Указ об акционировании издательских домов (редакций) «Слово Кыргызстана», «Кыргыз Туусу», а также редакций областных газет, учрежденных областными государственными администрациями, в целях обеспечения перевода их на корпоративный метод управления.

     Февраль, 08
     Урмат Кармышев, заместитель руководителя аппарата Премьер-министра КР (г. Бишкек)
     В уставах некоторых государственных СМИ были обнаружены перекосы и недоработки, которые и послужили причиной замены их руководителей. Об этом на пресс-конференции в информагентстве «Кабар» сообщил заместитель руководителя аппарата Премьер-министра КР Урмат Кармышев.
     По его словам, основным учредителем газет «Кыргыз Туусу» и «Слово Кыргызстана» является Правительство КР. «В уставе этих печатных изданий указано, что редакция будет проводить политику, определяемую учредителем, то есть правительством. Когда мы начали изучать, то обнаружились некоторые перекосы в проведении этой политики и недоработки в издательской деятельности, в связи с чем было принято решение о смене руководства газет», - отметил У. Кармышев.

     Февраль, 08
     «Кыргыз Туусу», «Слово Кыргызстана» (г. Бишкек)
     Ситуация в редакциях государственных газет «Кыргыз Туусу» и «Слово Кыргызстана» стабилизировалась, идет нормальный творческий процесс, - сообщили 8 февраля на пресс-конференции главные редакторы изданий Жедигер Саалаев и Тамара Слащева.
     По словам Ж. Саалаева, акция протеста коллектива газеты «Кыргыз Туусу» не была направлена лично против него и его назначения на должность главного редактора.
     Напомним, прежний редактор газеты Бакыт Орунбеков был освобожден от должности постановлением Премьер-министра КР Ф. Кулова 30 января 2006 года. Тогда часть трудового коллектива «Кыргыз Туусу» заявила о намерении саботировать работу издания, обвинив главу правительства в притеснении свободы слова, считая, что их руководитель был отстранен без оснований и незаконно. Урегулировать конфронтацию между журналистами и учредителем издания удалось после рассмотрения данного конфликта на заседании Комитета по обороне, безопасности, правопорядку и информационной безопасности Жогорку Кенеша, состоявшемся 31 января.
     Главный редактор газеты «Слово Кыргызстана» также отметила, что никаких выступлений среди коллектива против ее назначения не было.
     Напомним, 31 января 2006 года распоряжением Премьер-министра КР прежний главный редактор газеты «Слово Кыргызстана» Александр Малеванный был назначен советником главы правительства КР по работе со средствами массовой информации на общественных началах. Новый главный редактор издания Тамара Слащева ранее работала обозревателем в той же редакции. По словам новых главных редакторов, политика изданий в целом останется прежней.

     Февраль, 14
     Фонд «Евразия», «Интерньюс-Кыргызстан» (г. Бишкек)
     Фонд «Евразия» и «Интерньюс-Кыргызстан» заявили о финансовой стабильности шести пилотных средств массовой информации, которые приняли участие в программе «Система мобильного менеджмента», реализуемой Фондом «Евразия» и «Интерньюс-Кыргызстан».
     Директор представительства Фонда «Евразия» в КР Шакират Токтосунова и Исполнительный директор ОО «Интерньюс» в КР Эльвира Сариева провели конференцию по итогам проекта «Система мобильного менеджмента в негосударственных региональных СМИ Кыргызстана». Проект был осуществлен при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию.
     Как говорится в пресс-релизе Фонда «Евразия», целью проекта, рассчитанного на 1 год, явилось создание на базе шести региональных СМИ эффективной модели управления медиа-производством. В январе 2005 года организаторами были объявлены два открытых конкурса на участие в данной программе. Совет независимых экспертов, в который вошли представители международных организаций, заинтересованных в развитии медиасферы Кыргызстана, отобрал шесть кыргызстанских журналистов и шесть региональных СМИ для участия в проекте.
     Важным этапом реализации программы стало внедрение обученными медиа-консультантами системы мобильного менеджмента в пилотных СМИ шести регионов республики. Это были: газеты «Весть» (Карабалта) и «Для Вас» (Бишкек), радиостанции «Бурана» (Токмок) и «LW» (Каракол), телекомпания «Мезон» (Ош) и ТРК «Найман» (Кызылкия). В результате в пилотных СМИ повысился уровень продаж тиража (с 8% до 20%), возрос уровень заработной платы (от 5% до 50%), уровень доходов СМИ от рекламы увеличился от 15% роста до 4-х-кратного размера.
     В рамках программы издано на русском и кыргызском языках учебное пособие «Менеджмент СМИ. Практические аспекты управления малым предприятием»
 
 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

     1. Угрозы в отношении журналистов

     Февраль, 27
     «Вечерний Бишкек» (г. Бишкек)
     О фактах угроз со стороны председателя правления ГАО «Акулак» Нурлана Мотуева заявила редакция газеты «Вечерний Бишкек».
     «24 февраля, сразу после выхода в свет очередного номера газеты, где был опубликован материал «Мотуев - низложен. Ущерб - сотни миллионов сомов», редакционные телефоны начал обрывать сам «герой» публикации.
     Сперва он начал пугать офис-менеджера редакции Айсалкын Шабданову. Н. Мотуев стал кричать в трубку: «Я на вас в суд подам. Если суд не поможет - взорву!». Потом он объявил: «У вас заложена бомба - через десять минут взорветесь!», - говорится в вышедшем 27 февраля очередном номере издания.
     Редакция газеты «Вечерний Бишкек» попросила считать данную информацию официальным заявлением в Службу национальной безопасности КР и потребовала принять меры по факту телефонного террора и угроз.

     КОММЕНТАРИЙ
     В соответствии со ст. 13 Закона Кыргызской Республики «О защите профессиональной деятельности журналиста» нарушение прав журналиста, установленных вышеуказанным законом, оскорбление его чести и достоинства, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
     Кроме того, ст. 228 Уголовного кодекса Кыргызской Республики предусматривает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
 

     2. Нарушения трудовых прав журналистов

     Февраль, 07
     Азима Абдумаминова, студия «Замана» (г. Бишкек)
     С повторным исковым заявлением в Ленинский районный суд Бишкека о восстановлении в должности и выплате компенсации за вынужденные прогулы обратилась 7 февраля 2006 года экс-продюсер творческо-производственного объединения студии «Замана» Азима Абдумаминова.
     Напомним, 21 ноября 2005 года А. Абдумаминова приказом президента НТРК (Национальной телерадиовещательной корпорации) К. Молдокасымова была освобождена от должности продюсера творческо-производственного объединения «Замана» и перемещена на должность обозревателя. Причины подобного решения в приказе указаны не были. Позднее вице-президент НТРК Б. Бекешов сообщил, что А. Абдумаминова к моменту освобождения от должности имела одно замечание и два выговора. «Последней каплей, подвигшей руководство государственного канала пойти на ее освобождение от должности, стала история с КООРТ, которая опозорила государственный телеканал», - заявил тогда А. Бекешов.
     Напомним, 15 октября 2005 года А. Абдумаминова заявила о своем намерении совмещать должность продюсера творческо-производственного объединения «Замана» с обязанностями генерального директора частной телерадиокомпании КООРТ (Кыргызское общественное образовательное радио и телевидение). Руководство национального канала посчитало данное решение неэтичным.
     Сама А. Абдумаминова считает действия руководства НТРК незаконными. Она предположила, что причиной ее освобождения от должности продюсера «Заманы» стали проведенные ею журналистские расследования по АО «Кыргызалтын» и по незаконной продаже вертолетов. «Сразу после этого начались телефонные звонки с угрозами и советами забыть о подобного рода расследованиях», - сказала она.
     27 ноября 2005 журналистка обратилась в Ленинский райсуд с заявлением об отмене приказа НТРК о перемещении ее с должности продюсера студии «Замана» на должность обозревателя.
     27 декабря 2005 года Ленинский районный суд под председательством Нургуль Асановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. Абдумаминовой к руководству Национальной телерадиовещательной корпорации КР, вынес решение об отмене приказа об ее перемещении и восстановлении в прежней должности.
     Однако 19 января 2006 года, когда А. Абдумаминова обратилась в отдел кадров НТРК с заявлением о предоставлении очередного трудового отпуска, выяснилось, что она была уволена еще 3 января 2006 года. «Все эти дни я продолжала работать как прежде, и даже при личной встрече руководитель НТРК К. Молдокасымов не соизволил поставить меня в известность об увольнении», - сообщила она корреспонденту мониторинга.
     Согласно приказу причиной увольнения являлось истечение срока действия трудового договора между А. Абдумаминовой и НТРК. Однако Государственная инспекция по труду и социальной защите города Бишкека, куда обратилась журналистка, нашла, что руководство НТРК нарушило ряд пунктов Кодекса о труде. Согласно заключению инспекции договор с продюсером является бессрочным, кроме того, инспекция отметила нарушение сроков уведомления сотрудника об увольнении.

     КОММЕНТАРИЙ
     В статье 79 Трудового кодекса Кыргызской Республики предусмотрены основания прекращения трудового договора, в том числе и по инициативе работодателя.
     Согласно статье 83 настоящего кодекса трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты работодателем в случаях:
     1) ликвидации организации (юридического лица), прекращения деятельности работодателя (физического лица);
     2) сокращения численности или штата работников, в том числе в связи с реорганизацией организации;
     3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе:
     а) вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
     б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, справками о невыполнении норм труда, актами о выпуске брака и другими данными;
     4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
     5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
     6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (прогула; появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; совершения по месту работы умышленной порчи или хищения имущества организации; нарушения работником требований охраны труда, которое повлекло тяжкие последствия, включая травмы и аварии; разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей и если условие о ее сохранении предусмотрено в трудовом договоре);
     7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
     8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, не совместимого с продолжением данной работы;
     9) принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности, неправомерное использование или иной ущерб имуществу организации;
     10) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора, если эти документы или сведения могли являться основанием для отказа в заключении трудового договора;
     11) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
     12) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными законами.
     Поскольку в указанном случае, по утверждению А. Абдумаминовой. трудовой договор был заключен на неопределенный срок, а также не имело место ни одно из перечисленных оснований, то увольнение А. Абдумаминовой не основано на законе. Кроме того, руководством НТРК нарушены требования ст. 85 Трудового кодекса КР, где предусмотрен определенный порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
 
 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

     1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации

     Февраль, 09
     «Итоги недели», Павел Громский (г. Ош)
     О намерении подать в суд на редакцию газеты «Итоги недели» и журналиста издания Павла Громского за публикацию недостоверных сведений заявил представитель авиакомпании «Алтын Эйр» Кубаныч Назаркулов. Поводом для разбирательства послужила статья «Катастрофа при посадке самолета АН-24 в ошском аэропорту», опубликованная в газете 3 февраля 2006 г.
     Представитель авиакомпании отметил, что готов отказаться от подачи иска в случае, если газета опубликует на своих страницах официальное опровержение.

     Февраль, 14
     «Белый пароход», «Для Вас» (г. Бишкек)
     Руководитель Администрации Президента КР Усен Сыдыков подал в Первомайский районный суд Бишкека исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиками выступают супруга экс-президента КР Майрам Акаева, газеты «Белый пароход» и «Для Вас». Причиной иска стало опубликованное в декабре 2005 года на сайте «Белого парохода» открытое письмо Майрам Акаевой «Не могу молчать!», вышедшее позднее в печатной версии на страницах газет «Белый пароход» и «Для Вас».
     В исковом заявлении Усен Сыдыков в частности пишет: «…Ответчик М. Акаева допустила публичное выступление, в котором унизила мои честь, достоинство, распространила в отношении меня ложные, не соответствующие действительности сведения, подрывающие мою деловую репутацию, обвинив меня в нарушении норм действующего законодательства КР, а также в нарушении моих должностных обязанностей…» Руководитель Администрации Президента КР указывает, что обвинения его в организации разных неприглядных дел беспочвенны. Кроме того, высокопоставленный чиновник категорически не согласен с эпитетом «дикообразный Усен Сыдыков», которым якобы (со слов Майрам Акаевой) наделил его Президент КР.
     Как сообщает редакция газеты «Белый пароход», истец оценил моральный ущерб, нанесенный ему «в результате распространения ответчиками не соответствующих действительности сведений…» в сорок один миллион двести тысяч сомов ($ 1 000 000).

     Февраль, 14
     ТРК «НТС» (г. Бишкек)
     14 февраля 2006 года прокуратура Бишкека направила свое очередное предостережение СМИ. На этот раз оно адресовано телекомпании НТС.
     Причиной для прокурорского предостережения стал выпуск новостей телекомпании от 10 февраля. В документе, подписанном заместителем прокурора Бишкека Р. Маженовым, сообщается, что в новостном выпуске было «сделано заявление о поступающих якобы в студию телефонных звонках от граждан, свидетельствующих об организации на местах Администрацией Президента страны кампании по поддержке Президента КР К. Бакиева и осуждению деятельности и последних публичных высказываний спикера парламента республики О. Текебаева. В доказательство данного утверждения озвучены телефонные разговоры с жительницей города Ош А. Орозовой и анонимным работником Дома правительства, которые сообщили о направлении руководителям госструктур указания по проведению в трудовых коллективах соответствующих общих собраний и организации митингов».
     По мнению Бишкекской прокуратуры, телекомпания НТС нарушила законодательство о СМИ, используя в программе «материалы без предварительной проверки их достоверности, не подтвержденные какими-либо фактами и доказательствами». Прокуратура сообщает, что в СМИ не должны допускаться: распространение материалов, нарушающих нормы гражданской и национальной этики, посягательство на честь и достоинство личности, обнародование «заведомо ложной» информации. Нарушение этих требований, считает прокуратура, «безосновательно дискредитируют власть, что ведет к усилению в обществе эскалации социальной напряженности, отрицательным образом сказываются в целом на общественно-политической обстановке в стране».
     Все это послужило поводом для прокуратуры Бишкека сделать предостережение телекомпании НТС. В случае повторных нарушений, сообщает прокуратура, «могут быть применены меры, предусмотренные законом».
     Руководство «НТС» считает, что в данном новостном выпуске не было никаких нарушений закона, и поэтому предостережение прокуратуры восприняло спокойно.

     Февраль, 16
     Кубатбек Байболов, депутат Жогорку Кенеша КР (г. Бишкек)
     «Грязная пиар - кампания против меня была развернута по инициативе высокопоставленных чиновников из Дома правительства», - заявил 16 февраля 2006 года депутат Жогорку Кенеша КР Кубатбек Байболов.
     Народный избранник проинформировал общественность о новых фактах, прямо подтверждающих причастность сотрудников Администрации Президента КР к распространению приписываемой ему так называемой «инструкции по изменению политического строя». «Сегодня я встретился с сотрудником агентства «Кабар» Альбертом Богдановым, который подтвердил, что информация, порочащая мою честь и достоинство, была распространена через агентство «Кабар». Незадолго до этого в здание Дома правительства был приглашен первый заместитель агентства Мелис Айдаркулов, которому там была предложена уже подготовленная информация. Со слов Богданова, после того, как М. Айдаркулов отказался делать это, туда же был вызван выпускающий редактор агентства «Кабар» Айбек Султангазиев, который также отказался исполнять указание.
     Тем не менее, текст «инструкции» был опубликован на форуме веб-сайта негосударственного информационного агентства «АКИ-пресс», по предположению А. Богданова, посредством одного из четырех компьютеров агентства «Кабар», имеющего выход в Интернет. Существует большая вероятность того, что это был рабочий компьютер М. Айдаркулова», - сообщил К. Байболов. По словам парламентария, факт того, что текст «инструкции по изменению политического строя» пришел из агентства «Кабар», ему подтвердила сотрудница информационного агентства «АКИ-пресс» Алина Сарыбаева.
     «Таким образом, стало ясно, откуда растут ноги этой клеветы - большой кампании, направленной на мою дискредитацию. Они растут из Белого дома. Такие грязные акции предпринимались и ранее, но впервые достоверно установлен источник информации», - отметил народный избранник, добавив, что по окончании собственного расследования данного дела он намерен подать в суд на инициаторов и исполнителей данной кампании.
     В настоящее время в государственном информагентстве «Кабар» начато внутреннее расследование по факту выявления конкретного персонального компьютера, посредством которого была опубликована клеветническая информация.

     Февраль, 27
     «Вечерний Бишкек» (г. Бишкек)
     О своем намерении подать в суд на газету «Вечерний Бишкек» заявил на пресс-конференции в информагентстве «АКИ-пресс» председатель правления ГАО «Акулак» Нурлан Мотуев. Он обвинил издание в публикации «лживой и непроверенной информации» в материале под названием «Мотуев - низложен. Ущерб - сотни миллионов сомов», увидевший свет 24 февраля 2006 года.
     «В статье говорится, что я родился в 1971 году, пять раз состоял в браках, не имею высшего образования, а также причастен к хищению на угольном разрезе Каракече 100 млн. сомов ($ 2 500 000). Но все это клевета, поскольку я родился 1969 году, был женат только один раз, имею 2 высших образования, а возглавляемое мною ГАО «Акулак» задолжало государству 100 млн. сомов только потому, что его прежнее руководство умышленно вело предприятие к банкротству», - заявил он.
     Н. Мотуев сообщил, что подаст иск на газету «Вечерний Бишкек» в Свердловский районный суд Бишкека. Нанесенный ему моральный ущерб глава ГАО «Акулак» оценил в 10 миллионов сомов ($ 250 000). «Но если суд примет неправильное решение, пускай «Вечерка» не обижается. Я пойду на крайние, радикальные меры. Ждите ужасных последствий насчет «Вечерки», - заявил в заключение Н. Мотуев.

     КОММЕНТАРИЙ
     Согласно ст. 17 Закона КР «О средствах массовой информации», гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации. Опровержение или ответ публикуются в специальной рубрике, либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение; в газетах - не позднее месяца со дня поступления требования, в иных периодических изданиях - в очередном выпуске. В случае отказа опровержения сообщения заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.
     Согласно статье 27 Закона КР «О средствах массовой информации» моральный (неимущественный) вред, причиненный личности, гражданину, а также организации в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство личности, гражданина или организации, либо причинивших им иной неимущественный ущерб, подлежит возмещению средством массовой информации по решению суда в порядке, установленном законом. Размер возмещения морального (неимущественного) вреда в денежном выражении определяется судом.
     При нарушении личных неимущественных прав, таких как честь, достоинство и деловая репутация, гражданско-правовая ответственность, в силу статьи 18 ГК КР, наступает только при одновременном наличии следующих условий:
     1) если публикация содержит именно сведения, а не мнения, убеждения или оценочные суждения;
     2) если эти сведения недостоверны, то есть, если они не соответствуют действительности;
     3) если сведения порочат честь, достоинство или деловую репутацию истца с точки зрения соблюдения им законов и моральных принципов общества.
     Если хотя бы одно из вышеуказанных условий отсутствует, гражданско-правовая ответственность не наступает.
     При этом необходимо отметить, что в соответствии с требованиями статьи 60 ГПК КР истец обязан доказать факт распространения порочащих сведений лицом, которому предъявлен иск, а на ответчика возлагается обязанность доказывания соответствия распространенных сведений действительности.
     Статья 26 Закона Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» устанавливает случаи освобождения средств массовой информации от ответственности за распространение недостоверных, порочащих сведений, когда СМИ не обязаны и не в состоянии проверить их достоверность. К ответственности в таких случаях должно привлекаться лицо, сообщившее СМИ такие сведения.
     Что касается предостережения заместителя прокурора г. Бишкека, то следует отметить, что вопросы о защите чести, достоинства и деловой репутации в гражданском порядке рассматриваются по заявлению заинтересованных сторон, а если речь идет о клевете и оскорблении, то, согласно ст. 26 УПК КР, такие дела относятся к категории дел частного обвинения и возбуждаются не иначе, как по жалобе потерпевшего. Таким образом, вмешательство органов прокуратуры в данном случае является необоснованным.

[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg