Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Среда, 17 Января, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Март 2006 г.


I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

     1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

     Март, 01
     Феликс Кулов, премьер-министр КР (г. Бишкек)
     «Времена, когда в отношении независимых СМИ безнаказанно совершались акции силового воздействия, в том числе с использованием «карманных» судов, должны уйти в прошлое», - говорится в ответе премьер-министра КР Феликса Кулова на обращение коллектива ТРК «Пирамида».
     По словам главы правительства, события последних месяцев, развернувшиеся вокруг независимой телерадиокомпании «Пирамида», которая уже много лет проводит объективную и взвешенную информационную политику, вызвали большой резонанс в обществе.
     «В ответ на ваше публичное обращение в адрес Президента КР Курманбека Бакиева и ко мне лично с просьбой содействовать в разрешении данного конфликта, со своей стороны скажу, что я не могу оказывать политическое давление на кого бы то ни было, тем более влиять на решение суда. Однако, в качестве главы Правительства, я обратился в соответствующие судебные органы с просьбой тщательно, объективно, в кратчайшие сроки и в открытом для всех русле рассмотреть конфликт вокруг ТРК «Пирамида», - отметил Ф. Кулов, заявив о своей поддержке творческого коллектива телерадиокомпании в стремлении восстановить законность и справедливость.
     Напомним, 17 февраля 2006 года творческий коллектив ТРК «Пирамида» обратился с открытым письмом к Президенту КР К. Бакиеву и премьер-министру КР Ф. Кулову с требованием остановить правовой беспредел в отношении телерадиокомпании.

     Март, 18
     Байма Сутенова, заместитель генерального директора ГТРК (г. Бишкек)
     18 марта 2006 года Байма Сутенова дала комментарий по поводу акции протеста сотрудников Национального радио, выступивших против ее назначения на должность заместителя генерального директора Государственной телерадиовещательной компании (ГТРК).
     «Основной причиной противостояния стало принятое мною решение о реформировании Национального радио, в рамках которого предполагается сокращение чрезмерно раздутого штата. А кто уйдет в первую очередь? Все бездельники, те, кто когда-то, в молодости, был хорош, а сейчас не желает учиться ничему новому. И не хочет понять, что нужно работать над собой, соответствовать времени. Те, кто уже знают о том, что они, скорее всего, попадут под сокращение, решили действовать», - заявила она в интервью газете «Белый пароход».
     Напомним, 15 марта 2006 года пять сотрудников государственного радио, входящего в состав ГТРК, начали голодовку в знак протеста против назначения на должность заместителя генерального директора ГТРК Баймы Сутеновой. Свой протест журналисты аргументировали тем, что новый заместитель генерального директора, курирующая деятельность радио в соответствии со своими должностными обязанностями, не обладает необходимыми деловыми и человеческими качествами. «Многие наши коллеги стали жертвами интриг со стороны Б. Сутеновой, которая, будучи не в силах найти общий язык с коллективом, идет на все ради того, чтобы уволить неугодных ей журналистов», - заявили они.
 

     2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

     Март, 18
     Адахан Мадумаров, вице-премьер-министр КР (г. Бишкек)
     18 марта 2006 года состоялась встреча вице-премьер-министра КР Адахана Мадумарова с сотрудниками государственного радио, объявившими 15 марта голодовку в знак протеста против назначения на должность заместителя генерального директора Государственной телерадиокомпании (ГТРК) Баймы Сутеновой.
     В ходе встречи А. Мадумаров выслушал мнения обеих сторон. После двухчасовой беседы было принято компромиссное решение – в ответ на прекращение акции протеста вице-премьер-министр обязался рассмотреть данный вопрос после 30 марта 2006 года.

     Март, 30
     Государственная телерадиовещательная компания (г. Бишкек)
     Заместитель генерального директора Государственной телерадиокомпании (ГТРК) Байма Сутенова написала заявление об освобождении от данной должности по собственному желанию. Свое решение она озвучила 30 марта 2006 года в ходе встречи вице-премьер-министра КР Адахана Мадумарова с коллективом сотрудников ГТРК.
     Напомним, 15 марта 2006 года пять сотрудников ГТРК начали голодовку в знак протеста против назначения Баймы Сутеновой на должность заместителя гендиректора ГТРК. По словам участников акции, к данному решению их побудил не простой межличностный конфликт и не попытка избавиться от неудобного начальника, а протест против необходимости подчиняться человеку, ранее уже показавшему себя не с лучшей стороны.
 

     3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

     Март, 10
     Радио «Азаттык» (г. Бишкек)
     9 марта 2006 года радио «Азаттык» распространило сообщение о том, что руководство Радио «Свободная Европа/Радио Свобода» и руководство Государственной телерадиокомпанией КР (ГТКР) подписали договор, согласно которому изменились часы вещания данного радио и обеспечен его выход на все республиканское вещание.
     С 13 марта 2006 г. передачи радиостанции можно услышать с 7.00 до 9.00 утра (вместо прежних 6.00-8.00). Вечерние программы радио «Азаттык» будет выходить с 18.00 до 18.30 и с 21.00 до 21.30. По словам директора «Азаттык Медиа» Кубата Оторбаева, согласно договору ГТКР обязуется ретранслировать через вторую программу национального радио передачи радио «Азаттык», которые таким образом охватят практически всю территорию Кыргызстана.
     Напомним, в августе прошлого года был приостановлен договор между Радио «Свободная Европа/Радио Свобода» и Республиканским производственным объединением радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР). Программы радио «Азаттык» ретранслировались в городах Бишкек, Жалалабат, Ош, Нарын и на территорию Баткенской области через каналы радио «Алмаз» и радио «Салам».

     Март, 11
     «Атажурт» (г. Баткен)
     О тяжелом материально-техническом состоянии государственных районных газет области заявил редактор районной газеты «Атажурт» Абдилаат Дооров на прошедшем 10 марта в г. Баткен заседании «круглого стола» «Взаимодействие СМИ».
     «В редакциях отсутствуют такие элементарные технические средства как диктофоны и фотоаппараты. В большинстве изданий единственный персональный компьютер используется для набора текста, обработки изображений и верстки», - отметил журналист.
     Кроме того, по словам редактора, из-за отсутствия местной типографии все районные газеты вынуждены печататься за пределами области, что сказывается на себестоимости изданий и оперативности информации.

     Март, 16
     РТР (Баткенская область)
     В информационной изоляции могут оказаться приграничные к Таджикистану населенные пункты Жаштык, Центральное, Арка-2 и Достук, входящие в Жаныжерскую сельскую управу Лейлекского района Баткенской области. Об этом заявили местные журналисты.
     Ввиду отсутствия собственных передающих устройств жители приграничных сел ранее принимали передачи РТР и Государственной телерадиовещательной компании КР через ретрансляторы соседнего Таджикистана. С марта 2006 года население данных сел лишилось возможности приема российского телеканал РТР, поскольку на основании подписанного межправительственного соглашения Республика Таджикистан начала транслировать на данной частоте телеканал «РТР-планета». А вещание ГТРК таджикская сторона периодически прерывает, заполняя эфир передачами на таджикском языке.
 

     4. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

     Март, 03
     «Акыйкат» (г. Жалалабат)
     Назначением нового главного редактора завершился конфликт в Жалалабатской областной газете «Акыйкат». Согласно распоряжению губернатора руководителем государственного издания назначен Самидин Стамбеков, возглавлявший до этого областное общество «Кыргыз тили».
     Напомним, в конце января 2006 года коллектив газеты обратился с официальным письмом в областную госадминистрацию с требованием освободить от занимаемой должности главного редактора издания Самагана Орозалиева.
     Основанием этому послужило назначение С. Орозалиева в январе 2006 года главным редактором негосударственной республиканской газеты «Аалам», расположенной в  Бишкеке. Из-за этого, по словам журналистов, он не мог в полной мере исполнять обязанности редактора областной газеты. Кроме того, у коллектива были претензии к своему руководителю по материально-финансовым вопросам.

     Март, 03
     Кубан Мамбеталиев, Азамат Калман (г. Бишкек)
     С предложением инициировать внесение изменений в Закон «О гарантиях деятельности президента КР» обратились в Жогорку Кенеш (парламент) КР председатель правления ОО «Журналисты» Кубан Мамбеталиев и руководитель независимого профсоюза журналистов КР Азамат Калман.
     «Статья 4 (Защита чести и достоинства президента КР) Закона КР «О гарантиях деятельности президента КР», согласно которой Генеральному прокурору предоставлено право обращаться в суд от имени президента КР за защитой его чести и достоинства, противоречит пункту 8 статьи 65 Конституции КР, где сказано о недопущении принятия законов, ограничивающих свободу слова и печати»», - говорится в письме К. Мамбеталиева и А. Калмана.
     Журналисты считают, что предоставление такого права Генеральному прокурору является антиконституционным, так как это превращает прокуратуру в рычаг подавления инакомыслия, а персону президента КР ставит выше Основного закона КР, изолируя главу государства от критики в средствах массовой информации.

     Март, 15
     Государственная телерадиовещательная компания (г. Бишкек)
     Пять сотрудников Национального радио, входящего в состав Государственной телерадиовещательной компании (ГТРК), начали голодовку в знак протеста против назначения на должность заместителя генерального директора ГТРК Баймы Сутеновой.
     «В свою бытность вице-президентом ГТРК Б. Сутенова совершила крупную финансовую махинацию: неизвестно куда исчезла сумма в несколько тысяч долларов. В течение полугода преданные своему делу сотрудники работали бесплатно, а виновницей расхищения занялись соответствующие органы. Это, однако, не помешало Сутеновой занять высокий пост», - сообщили они.
     Кроме того, по словам журналистов, Б. Сутенова не соответствует занимаемой должности, поскольку не обладает необходимыми для этого профессиональными и человеческими качествами. «Новый заместитель генерального директора, курирующий деятельность радио, не смогла найти общий язык с коллективом. Мы неоднократно сталкивались с ее попытками ввести цензуру на канале и снять с эфира программы, неугодные официальным властям. Многие сотрудники подвергались преследованиям со стороны Б. Сутеновой за инакомыслие», - заявили работники государственного радио.
 
 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

     1. Нападение на журналиста

     Март, 31
     Жылдыз Бекбаева, «Жаны муун» (г. Карасуу, Ошская область)
     29 марта 2006 года в Карасуйском районном суде Ошской области начался судебный процесс, где по делу связанное с нанесением телесных повреждений в качестве пострадавшей стороны участвует главный редактор газеты «Жаны муун» Жылдыз Бекбаева. 30 марта 2006 года судебный процесс был продолжен. Кроме Жылдыз Бекбаевой в процессе принимают участие качестве потерпевших еще несколько человек.
     Исполнительный директор Ошского ресурсного центра СМИ Максуда Айтиева считает, что дело по избиению Ж. Бекбаевой необходимо вывести в отдельное судебное производство, так как наряду с другими потерпевшими, подвергшимися физическому насилию, имело место воспрепятствование ее профессиональной деятельности.
     Напомним, 11 сентября 2005 года, во время митинга, состоявшегося в городе Карасуу Ошской области, она подверглась избиению. По словам потерпевшей, это произошло во дворе районной прокуратуры, где сторонники ранее убитого директора местного рынка Абдалима Жунусова набросились на журналистку, снимавшую происходящие события на цифровую фотокамеру.
     «Кто-то из толпы пустил слух, что я работаю на депутата Баямана Эркинбаева, которого местные жители обвиняют в убийстве. В результате на меня набросилась разъяренная толпа. Я запомнила лицо крупного мужчины, который нанес несколько сильных ударов. Кто-то отобрал фотокамеру и диктофон. Меня спасли подоспевшие на помощь милиционеры», - сообщила журналистка, получившая в тот день сотрясение головного мозга и серьезные телесные повреждения.
     В тот же день, пресс-секретарь губернатора Ошской области Алишер Токсонбаев сообщил, что личность мужчины, избивавшего журналистку, установлена. Им оказался член местной криминальной группировки по имени Айдар Шамурзаев.

     КОММЕНТАРИЙ
     Данный конфликт нами ранее уже был прокомментирован. Остается только упомянуть, что статья 16 Конституции Кыргызской Республики закрепляет право каждого человека на личную неприкосновенность независимо от его правового статуса и социального положения.
     В действующем Уголовном кодексе КР имеется ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за причинение вреда здоровью, а строгость уголовного наказания зависит от умысла правонарушителей и степени тяжести причиненного здоровью вреда. Кроме того, если будет установлено, что подсудимый также преследовал цель воспрепятствовать профессиональной деятельности журналистки, то его действия могут быть квалифицированы по совокупности статей УК КР, которые предусматривают уголовную ответственность за вышеуказанные деяния.
 

     2. Угрозы в отношении журналистов

     Март, 17
     Нургазы Анаркулов, «Акыйкат тагдыры» (г. Бишкек)
     Угрозе со стороны депутата Жогорку Кенеша КР Арзыбека Бурханова подвергся главный редактор газеты «Акыйкат тагдыры» и политический обозреватель газеты «Жаны ордо» Нургазы Анаркулов. Инцидент произошел 16 марта 2006 года в Бишкеке на пересечении улиц Манаса и Киевской.
     «Увидев меня, парламентарий подошел ко мне и нанес удар по лицу. При этом, нецензурно выражаясь, он угрожал мне и моим родственникам, проживающим в Баткенской области, физической расправой», - сообщил Н. Анаркулов. Причиной конфликта стал цикл статей «Айланбай калган донголок», вышедший на страницах газеты «Жаны ордо», где журналист подверг критике деятельность депутата А. Бурханова.

     Март, 31
     Наргиз Жоробекова, «Итоги недели» (г. Ош)
     О факте угроз в свой адрес заявила корреспондент ошской газеты «Итоги недели» Наргиз Жоробекова. По ее словам, 30 марта 2006 года во время судебного процесса в Карасуйском районном суде к ней подошел молодой человек, который представился доверенным лицом лидера криминальной группировки Айдара Шамурзаева. «Он предложил мне некое сотрудничество, связанное с более позитивным освещением деятельности А. Шамурзаева, пообещав хорошо оплатить за выход заказных публикаций. Получив отказ, молодой человек начал угрожать мне», - сообщила Н. Жоробекова корреспонденту мониторинга.
     В данное время журналистка обеспокоена и не исключает, что может подвергнуться физической расправе со стороны сторонников Айдара Шамурзаева.
     Напомним, Айдар Шамурзаев является одним из фигурантов уголовного дела, которое в тот день рассматривал Карасуйский районный суд. Он обвиняется в организации 11 сентября 2005 года беспорядков в г. Карасу и избиении главного редактора газеты «Жаны муун» Жылдыз Бекбаевой.

     КОММЕНТАРИЙ
     Действия указанных лиц являются противозаконными.
     Как нам известно, согласно ст. 8 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» профессиональные права, честь и достоинство журналиста охраняется законом. Журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности. Преследование журналиста за публикацию критических материалов не допускается. Любое преднамеренное воспрепятствование выполнению журналистом своих профессиональных обязанностей является незаконным.
     Также имеется статья 13 указанного закона, которая определяет, что нарушение прав журналиста, установленных законом, оскорбление его чести и достоинства, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности влекут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
 

     3. Незаконные ограничения доступа к веб-сайтам

     Март, 13
     Веб-сайт «Analitik.Kg» (г. Бишкек)
     13 марта 2006 года в результате хакерской атаки на несколько часов прервалась работа веб-сайта «Analitik.Kg». Об этом сообщила редакция этого он-лайн издания. Серверная компания, занимающаяся поддержкой он-лайн издания, подтвердила факт DOS-атаки со стороны неизвестных злоумышленников.
     По мнению редакции «Analitik.Kg», данные действия осуществляются с санкции нового руководства Кыргызстана, преследующего цель ликвидировать оппонирующий власти информационный ресурс. «После последних публикаций наших авторов о произошедших прошлогодних мартовских событиях, о которых многие из них высказывались как о государственном перевороте, мы стали подвергаться хакерским атакам с целью заблокировать наш сайт. Последней каплей терпения наших оппонентов стала публикация материалов из книги профессора Александра Князева «Государственный переворот 24 марта 2005 г. в Киргизии», - говорится в заявлении редакции он-лайн издания.

     КОММЕНТАРИЙ
     По действующему законодательству Кыргызской Республики веб-сайты не отнесены к средствам массовой информации. В этой связи невозможно привлечь виновных лиц к ответственности за воспрепятствование распространению СМИ. Тем не менее, здесь налицо нарушение обязательств провайдера перед пользователями Интернета о надлежащем функционировании веб-сайтов. Также нарушены права граждан на свободное получение и распространение информации, гарантированные ст.16 Конституции Кыргызской Республики.
 

     4. Нарушения трудовых прав журналистов

     Март, 10
     «Бесплатная газета» (г. Жалалабат)
     Ряд бывших сотрудников городского рекламного издания «Бесплатная газета» (г. Жалалабат) намерены обратиться в городской суд с иском к руководству редакции газеты.
     По словам журналистов, поводом к этому послужили факты нарушения трудового законодательства со стороны учредителя и главного редактора газеты М. Кожобекова, который при приеме сотрудников на работу не оформлял необходимую документацию и не издавал соответствующие приказы. Впоследствии владелец издания использовал юридически неопределенный статус подчиненных в своих целях.
     Так, пообещав в момент приема на должность дизайнера Хурраму Газибаеву зарплату в 4 тыс. сомов ($ 100), главный редактор выплачивал только 2 тыс. сомов ($ 50), ссылаясь на внезапно возникшие финансовые проблемы. Кроме того, по мнению бывших сотрудников, по вине М. Кожобекова, из-за отсутствия юридического договора о найме у них образовался перерыв рабочего стажа, а также не производились отчисления в социальный фонд.

     Март, 23
     Азима Абдумаминова, студия «Замана» (г. Бишкек)
     20 марта 2006 года Ленинский районный суд под председательством Жаухар Байдуллаевой удовлетворил иск о восстановлении в должности и выплате компенсации за вынужденные прогулы, поданный 7 февраля 2006 года экс-продюсером студии «Замана» Азимой Абдумаминовой.
     Напомним, 21 ноября 2005 года А. Абдумаминова приказом президента НТРК (Национальной телерадиовещательной корпорации) К. Молдокасымова без указания причин была освобождена от должности продюсера студии «Замана» и перемещена на должность обозревателя. Позднее вице-президент НТРК Б. Бекешов сообщил, что А. Абдумаминова к моменту освобождения от должности имела одно замечание и два выговора.
     Сочтя действия руководства НТРК незаконными, 27 ноября 2005 журналистка обратилась в Ленинский районный суд с заявлением об отмене приказа НТРК о перемещении ее с должности продюсера студии «Замана» на должность обозревателя.
     27 декабря 2005 года Ленинский районный суд под председательством Нургуль Асановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. Абдумаминовой к руководству Национальной телерадиовещательной корпорации КР, вынес решение об отмене приказа об ее перемещении и восстановлении в прежней должности.
     Однако 19 января 2006 года, когда А. Абдумаминова обратилась в отдел кадров НТРК с заявлением о предоставлении очередного трудового отпуска, выяснилось, что она была уволена 3 января 2006 года. Согласно приказу причиной увольнения являлось истечение срока действия трудового договора между А. Абдумаминовой и НТРК.
     Государственная инспекция по труду и социальной защите города Бишкека, куда обратилась журналистка, нашла, что руководство НТРК нарушило ряд пунктов Кодекса о труде. Согласно заключению инспекции договор с продюсером является бессрочным, кроме того, инспекция отметила нарушение сроков уведомления сотрудника об увольнении.

     КОММЕНТАРИЙ
     В первом случае учредителем и главным редактором газеты М. Кожобековым нарушен ряд требований действующего трудового законодательства. Так, в соответствии со ст. 54 Трудового кодекса Кыргызской Республики трудовой договор должен содержать в обязательном порядке следующие сведения:
     1) дату и место заключения трудового договора;
     2) реквизиты сторон;
     3) рабочее место, на котором должна выполняться работа;
     4) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
     5) дату начала работы;
     6) срок действия трудового договора;
     7) режим работы;
     8) права и обязанности работника и работодателя;
     9) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, выплаты компенсаций за тяжелые, опасные и вредные условия труда);
     10) достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях;
     11) подписи сторон.
     Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
     В случае заключения срочного трудового договора в нем указывается срок его действия и обстоятельство (причина), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора.
     Согласно ст. 58 Трудового кодекса КР трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. На основании заключенного трудового договора прием работника на работу в трехдневный срок оформляется приказом (распоряжением, постановлением) работодателя. Приказ (распоряжение, постановление) работодатель объявляет работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания.
     При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором, соглашениями, проинструктировать работника по охране труда, в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.
     Таким образом, в данном случае заинтересованные лица могут защитить свои интересы в судебном порядке.
     Что касается второго факта, то данный конфликт нами ранее неоднократно был прокомментирован, и следовало ожидать подобного решение суда, поскольку руководством НТРК были нарушены требования ст. 83 и ст. 85 Трудового кодекса КР.
 

     5. Нарушения хозяйственных прав СМИ

     Март, 13
     «Эл жарчысы» (г. Баткен)
     Кадамжайская районная государственная администрация, являющаяся учредителем газеты «Эл жарчысы», прекратила финансирование своего официального печатного органа. Об этом сообщил редактор издания Токур Маматкаримов. Свое решение местная администрация обосновала тем, что в бюджете на 2006 год не предусмотрена соответствующая статья расходов.
     Журналисты связывают данную позицию учредителя с Указом Президента КР К. Бакиева от 8 декабря 2005 года, согласно которому все государственные издания должны подвергнуться процедуре акционирования и перехода на корпоративное управление.

     КОММЕНТАРИЙ
     В указанном случае действия Кадамжайской районной государственной администрации являются преждевременными, так как Указ Президента Кыргызской Республики от 8 декабря 2005 года «О реформировании отдельных государственных средств массовой информации» гласит дословно следующее:
     «В целях обеспечения перевода государственных средств массовой информации на корпоративный метод управления, привлечения общественности к управлению государственными средствами массовой информации, повышения их роли в общественной жизни страны, а также осуществления объективного освещения происходящих в обществе событий постановляю:
     1. Правительству Кыргызской Республики в установленном порядке акционировать издательские дома (редакции) «Слово Кыргызстана», «КыргызТуусу», а также редакции областных газет, учрежденных областными государственными администрациями, в целях обеспечения перевода их на корпоративный метод управления.
     2. Контроль за исполнением данного Указа возложить на вице-премьер-министра Кыргызской Республики.
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования».
     Как мы видим, в данном указе речь не идет о редакциях районных газет, учрежденных районными государственными администрациями.
 
 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

     1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации

     Март, 14
     Бактыкан Ажымаматов, программа «Алатоо» ГТРК (г. Жалалабат)
     Глава областной ветеринарной службы Жалалабатской области Н. Раматиллаев и глава государственной администрации Сузакского района Т. Жаркынбаев обвинили областного корреспондента программы «Алатоо» Государственной телерадиовещательной компании Бактыкана Ажымаматова в подготовке заказного материала.
     Поясним, 6 марта 2006 года в телеэфир вышел сюжет, где говорилось, что по вине областной ветеринарной службы, без оснований закрывшей скотный рынок, сельские жители стали торговать на месте, где отсутствует санитарный контроль.
     По словам журналиста, несмотря на угрозы, чиновники не стали обращаться в суд, поскольку объективность видеоматериала не вызывает сомнений.

     Март, 23
     Бюллетень «Право для всех» (г. Жалалабат)
     Старший следователь Жалалабатского областного управления внутренних дел Али Магеев подал в городской суд иск на 1 млн. сомов ($ 25 000) против председателя областного совета правозащитной организации «Справедливость» Валентины Гриценко, юриста этой организации Махаматжана Абдужапарова и журналиста информационного бюллетеня «Право для всех» Абдумалика Шарипова, а также двух жителей Сузакского района. Об этом сообщил пресс-секретарь правозащитной организации «Справедливость» Абдумалик Шарипов.
     По его словам, следователь областного УВД отрицает факты, приведенные в статье А. Шарипова «Бьют женщин, даже беременных», которая была опубликована в январе 2006 года в бюллетене «Право для всех» и рассказывала о якобы незаконных действиях А. Магеева и силовом давлении при следственной работе. А. Магеев обратился в суд с заявлением о том, чтобы автор статьи А. Шарипов, руководитель и юрист «Справедливости», которые предоставили журналисту эту информацию, заплатили ему денежную компенсацию за моральной ущерб, официально извинились и опубликовали опровержение.
     «Статья была написана на основании заявлений пострадавших, поданных в правозащитную организацию «Справедливость», - утверждает пресс-секретарь правозащитной организации. - Мы не хотели специально очернить следователя А.Магеева, а руководствовались желанием защитить пострадавших».
     Напомним, информационный бюллетень «Право для всех» зарегистрирован в 1998 году, выходит на кыргызском, русском и узбекском языках и распространяется бесплатно. В бюллетене освещаются вопросы, касающиеся прав человека и правонарушений.

     Март, 30
     «Белый пароход», «Для Вас» (г. Бишкек)
     1 марта 2006 года Первомайский районный суд Бишкека начал рассмотрение иска руководителя Администрации Президента КР Усена Сыдыкова о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиками выступают супруга экс-президента КР Майрам Акаева, газеты «Белый пароход» и «Для Вас».
     Причиной иска стала опубликованное в декабре 2005 года на сайте «Белого парохода» открытое письмо Майрам Акаевой «Не могу молчать!», вышедшее позднее в печатной версии на страницах газет «Белый пароход» и «Для Вас».
     Иск был подан в феврале 2006 года. По мнению У. Сыдыкова, ответчик М. Акаева допустила публичное выступление, обвинив чиновника в нарушении должностных обязанностей и норм действующего законодательства КР, распространив ложные, не соответствующие действительности сведения, подрывающие его деловую репутацию, и тем самым унизила его честь и достоинство. Истец оценил нанесенный ему моральный ущерб в 41200000 сомов ($ 1 000 000).
     30 марта 2006 года в Первомайском районном суде Бишкека закончились слушания по иску Усена Сыдыкова против Майрам Акаевой и газет «Белый пароход» и «Для Вас».
     В качестве возмещения морального ущерба, нанесенного руководителю Администрации Президента КР У. Сыдыкову публикацией письма экс-первой леди М.Акаевой «Не могу молчать!», Первомайский суд Бишкека постановил: взыскать с М.Акаевой в пользу истца 50 тысяч сомов ($ 1250), с «Белого парохода» - 10 тысяч ($ 250).
     Иск был удовлетворен частично. Автора письма Майрам Акаеву, а также газеты «Белый пароход» и «Для вас» (перепечатавшей письмо с газеты «БП») обязали до 6 июля этого года опровергнуть фразу о том, что одним из главных организаторов травли семьи Акаевых был Усен Сыдыков. «Белому пароходу» также предписано опубликовать опровержение по поводу высказанного М. Акаевой мнения, что «преследование семьи Акаева - дело рук дикообразного Усена Сыдыкова».

     КОММЕНТАРИЙ
     Виды и пределы ответственности журналистов за распространение недостоверных порочащих сведений определены законодательством Кыргызской Республики и могут быть в каждом конкретном случае установлены только судом.
     При нарушении личных неимущественных прав, таких как честь, достоинство и деловая репутация, гражданско-правовая ответственность, в силу ст. 18 ГК КР, наступает только при наличии одновременно следующих условий:
     1. Если публикация содержит именно сведения, а не мнения, убеждения или оценочные суждения.
     2. Если эти сведения недостоверны, то есть если они не соответствуют действительности.
     3. Если они порочат честь, достоинство или деловую репутацию истца с точки зрения соблюдения им законов и моральных принципов общества.
     Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, гражданско-правовая ответственность не наступает. При этом бремя доказывания достоверности опубликованных сведений закон целиком возлагает на распространителя сведений, то есть средство массовой информации и автора. В соответствии со ст.60 Гражданско-процессуального кодекса Кыргызской Республики истец сам должен доказать факт нарушения своих личных неимущественных прав.
     Действительно, в соответствии со ст.17 Закона КР «О средствах массовой информации» гражданин или организация вправе требовать от средств массовой информации опровержения обнародованных сведений, не соответствующих действительности или порочащих их честь и достоинство.
     Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации.
     Опровержение или ответ публикуются в специальной рубрике, либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение; в газетах - не позднее месяца со дня поступления требования, в иных периодических изданиях - в очередном выпуске. В случае отказа в опровержении сообщения заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg