Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Суббота, 20 Января, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Май 2006 г.













I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

     1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

     Май, 02
     Адахан Мадумаров, вице-премьер-министр КР (г. Бишкек)
     «Я всего лишь исполнитель», - заявил вице-премьер-министр КР Адахан Мадумаров по поводу решения о прекращении вещания НТС в регионах республики, отметив, что не давал команду руководству Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР) о передаче радиорелейных стволов, по которым шла подача сигнала частной телекомпании НТС в ведение общественного телеканала «Эл-ТВ».
     По словам чиновника, передача «Эл-ТВ» радиорелейных стволов было вынужденным шагом. «Других способов для осуществления вещания на регионы программ общественного телевидения, являющегося альтернативой Государственной телерадиовещательной компании у нас нет», - сказал он, добавив, что развитию общественного телеканала «Эл-ТВ» нужно уделять больше внимания и, соответственно, ему надо помогать больше, чем остальным телеканалам.
     Напомним, что в ходе приватной беседы представители РПО РМТР сообщили руководству телекомпании НТС о том, что указание о прекращении вещания программ НТС на регионы республики было дано непосредственно вице-премьер министром КР Адаханом Мадумаровым.

     Май, 03
     Жыргалбек Азылов, губернатор Нарынской области (г. Нарын)
     «Средства массовой информации вносят свою посильную лепту и в борьбу с коррупцией, охватившей все стороны жизнедеятельности государства. Кроме того, без деятельности журналистов невозможно представить деятельность государства», - заявил 3 мая 2006 года губернатор Нарынской области Жыргалбек Азылов в ходе состоявшейся встречи с местными журналистами, посвященной международному Дню свободы прессы.
     Кроме того, глава областной госадминистрации выразил надежду на более тесное и плодотворное сотрудничество с СМИ вне зависимости от их формы собственности.

     Май 24
     Искендербек Айдаралиев губернатор Жалалабатской области (г. Жалалабат)
     На встрече с журналистами областной государственной газеты «Акыйкат» губернатор Жалалабатской области Искендербек Айдаралиев заявил, что идея разгосударствления государственных СМИ была ошибочной. Он считает, что властям нужны государственные СМИ, поскольку они должны пропагандировать деятельность госорганов.
     При этом он обещал выделить газете 25 тысяч сом ($620) для гонорарного фонда редакции.
     Журналисты, в свою очередь, попросили главу области посодействовать в получении долга в размере 190 тысяч сом ($4750) от почтовиков. По словам редактора газеты Самидина Стамбекова, газете требуется более 1 миллиона сом ($25000) в год для осуществления своей деятельности, тогда как областная государственная администрация выделяет только 300 тысяч сом ($7500) в год.
     Напомним, что редакция газеты «Акыйкат» выходит в свет с 1991 года, но до сих пор не имеет собственного офиса. Газета арендует помещение в старом здании, которое является муниципальной собственностью мэрии города Жалалабат.
 

     2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

     Май, 04
     «Акыйкат» и «Жалолобод тонги» (г. Жалалабат)
     «Газеты «Акыйкат» и «Жалолобод тонги», являющиеся официальными печатными органами государственной администрации Жалалабатской области, будут профинансированы до конца текущего года», - сообщил 3 мая 2006 года губернатор Жалалабатской области Искендербек Айдаралиев.
     В ходе мероприятия, посвященного Дню свободы печати, журналисты государственных печатных изданий выразили претензии в адрес областных властей. «В настоящее время газеты оказались в патовой ситуации. В конце прошлого года, ссылаясь на Указ Президента КР о переходе государственных изданий на корпоративные методы управления, облгосадминистрация отказалась финансировать нас. В то же время, акционироваться газеты пока не могут ввиду отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы», - заявили они.
     Напомним, 8 декабря 2005 года Президент КР К. Бакиев подписал Указ об акционировании издательских домов (редакций) «Слово Кыргызстана», «Кыргыз Туусу», а также редакций областных газет, учрежденных областными государственными администрациями.
     В начале января 2006 года Жалалабатская областная администрация, являющаяся учредителем областных газет «Акыйкат» и «Жололобод тонги», ссылаясь на данный Указ главы государства, заявила о намеренении профинансировать издания за счет средств областного бюджета только в первом квартале текущего года. Причем, в бюджет были заложены только средства на выплату заработной платы и отчисления в социальный фонд. Журналисты тогда выразили беспокойство тем, что отсутствие средств для оплаты типографских услуг, командировочных расходов и гонораров отрицательно скажется на деятельности печатных органов областной госадминистрации.
     14 января 2006 года в ходе состоявшегося общего собрания творческих коллективов обоих изданий было принято решение о нецелесообразности акционирования. Журналисты аргументировали свой отказ выйти из-под контроля своего учредителя – Жалалабатской областной государственной администрации - тем, что без дотаций из областного бюджета газеты обанкротятся.
     По словам сотрудников независимых СМИ, решение их коллег из государственных изданий об отказе акционироваться было вполне предсказуемо. «В данных творческих коллективах отсутствуют настоящие профессионалы, вследствие чего без государственных дотаций газеты станут неконкурентоспособными», - отметили они.

     Май, 06
     Узбекские корреспонденты радио «Свобода» (г. Бишкек)
     МИД Кыргызстана намерено отказать узбекским корреспондентам радио «Свобода» в Кыргызстане в продлении аккредитации. Об этом сообщило радио «Азаттык» (кыргызская служба радио «Свобода»).
     Руководство радио «Азаттык» уже направило письмо в МИД страны с просьбой продлить аккредитацию корреспондентам, которые не имеют возможности работать в Узбекистане. Напомним, узбекская служба радио «Свобода» была закрыта в прошлом году. После этого корреспонденты Ташкентского бюро радио «Свобода» были вынуждены перебраться в Кыргызстан.
     Комментируя данный факт в интервью радио «Азаттык», экс-министр иностранных дел Кыргызстана Роза Отунбаева заявила, что, вероятно, кыргызские власти не хотят портить отношения с Узбекистаном.

     Май, 14
     Институт Медиа Представителя (ИМП)
     3 мая 2006 года на пресс-конференции в информагентстве «Кабар» Национальная комиссия по государственному языку потребовала, чтобы все телеканалы Кыргызстана перешли на государственный язык «хотя бы на 50%».
     По словам председателя комиссии Ташбоо Жумагулова, Национальная комиссия пошла на такие меры после рабочей поездки по 7 областям Кыргызстана, где провела встречи с более чем 600 000 кыргызстанцами.
     Надо отметить, что официальный срок перехода с официального языка на государственный - 10 лет, то есть до 2015 года. Но, по прогнозам Т. Жумагулова, это займет 5 лет.
     «Требования Национальной комиссии по государственному языку о переходе всех телеканалов на государственный язык в объеме 50% в основе своей не противоречат закону», - заявляют юристы Института Медиа Представителя (ИМП).
     Юристы Института Медиа Представителя, комментируя требование Национальной комиссии, сообщают, что согласно ст. 20 Закона Кыргызской Республики «О государственном языке Кыргызской Республики» все средства массовой информации, функционирующие на государственном языке (телевидение, радио, издательства, органы печати), обязаны соблюдать нормы кыргызского литературного языка. Телерадиокомпании независимо от форм собственности более половины своих передач ведут на государственном языке.
     Также 2 апреля 2004 года был издан Указ Президента «О дальнейшем совершенствовании государственной политики по развитию двуязычия и мерах по созданию необходимых условий для эффективного функционирования государственного и официального языков Кыргызской Республики», в котором говорится о поэтапном переводе (до 1 января 2015 года) делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления на государственный язык; о развитии книгоиздания и газетно-журнального дела, радио и телевидения на государственном языке, о поэтапном повышении объемов радио и телепередач, печатной, аудио - и видеопродукции на государственном языке. Однако, отмечают юристы ИМП, как должно происходить поэтапное повышение объемов радио и телепередач на госязыке на негосударственных ТРК не указано.
     В своем выступлении председатель Нацкомиссии сослался на рабочую поездку в 7 областях, но не было сказано о столице, где процент русскоязычного населения превышает другие регионы. Поэтому вывод комиссии о том, что необходим скорый переход всех телекомпаний на освещение передач на госязыке не совсем логичен, отмечают юристы Института Медиа представителя.

     Май, 20
     Государственные СМИ Базаркоргонского и Ноокенского районов (Жалалабатская область)
     Госадминистрация Базаркоргонского и Ноокенского районов решили оказать помощь своим официальным печатным органам путем организации принудительной подписки. Об этом сообщили сами руководители районных государственных администраций.
     «Что хорошего было во время коммунистического правления, то мы и должны использовать в своей деятельности. Поэтому будем настаивать, чтобы сотрудники государственных структур и органов местного самоуправления подписались на районную газету. По роду своей деятельности они обязаны быть в курсе того, что происходит в районе» - считает глава госадминистрации Ноокенского района Турдумамат Сагындыков.
     Руководители районов не скрывают, что причиной такого шага стало бедственное положение газет. Из-за отсутствия средств бюджетное финансирование изданий прекращено.
     В то же время журналисты обеих изданий полагают, что принудительная подписка скажется на качестве и объективности публикуемого материала. «Критические публикации органов государственной власти и местного самоуправления, являющихся нашими основными подписчиками, вызовут с их стороны отказ от приобретения газет» - считает редактор газеты «Ноокен жанырыгы» Бумайрам Раимбекова.

     Май 26
     Жанторо Сатыбалдиев, губернатор Ошской области (г. Ош)
     26 мая 2006 года состоялась встреча нового губернатора Ошской области Жанторо Сатыбалдиева с представителями местных СМИ.
     В ходе встречи глава области призвал журналистов к объективному освещению происходящих событий. В свою очередь, он пообещал быть «достаточно открытым» для прессы.

     Май, 30
     О доступе к информации в Талаской области (г. Талас)
     В Таласком ресурсном центре СМИ состоялась пресс-конференция губернатора области Жусупжана Жээнбекова. Местные журналисты сообщили ему, что правоохранительные и фискальные органы области часто отказывают им в получениии общественно-значимой информации. Также они заявили, что не могут получить информацию о работе турецкой фирмы, которая ведет реконструкцию дороги Тараз-Талас-Отмок.
     Губернатор ответил, что обеспечит для журналистов систематическое получение информации о ходе строительства дороги, а также поручит руководителям правоохранительных органов ежемесячно давать пресс-конференции для СМИ.
 

     3. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, определяющие правовое положение СМИ

     Май, 08
     Курманбек Бакиев, Президент КР (г. Бишкек)
     4 мая 2006 года Президент КР Курманбек Бакиев подписал Указ «О некоторых мерах, направленных на дальнейшее совершенствование демократических процессов в Кыргызской Республике», где в частности говорится следующее:
     «В целях обеспечения права каждого на свободу мысли, слова, печати подтверждая неукоснительную приверженность республики общепризнанным демократическим принципам, Правительству поручается:
     - с привлечением представителей политических партий, СМИ и гражданского общества разработать законопроекты, направленные на государственную поддержку СМИ, исключение давления на журналистов и средств массовой информации со стороны государственных органов, местных госадминистраций и органов местного самоуправления, повышение ответственности виновных в нарушении права каждого на свободу мысли, слова, печати, на беспрепятственное выражение мыслей и убеждений;
     - опубликовать данные законопроекты в средствах массовой информации для обсуждения, с учетом поступивших замечаний и предложений доработать их и внести на рассмотрение главе государства».
     Согласно Указу, Генеральной прокуратуре совместно с министерством юстиции поручается постоянно осуществлять контроль и действенный надзор за государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами в целях недопущения ограничения права каждого на свободу слова и свободу действий, не запрещенных Конституцией и законами страны.
 

     4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

     Май, 02
     Телекомпания НТС, Оксана Малеванная (г. Бишкек)
     «Незаконные действия РПО РМТР я расцениваю как вмешательство со стороны исполнительной власти в отношении независимых СМИ», - заявила генеральный директор телевидения НТС Оксана Малеванная, комментируя ситуацию с передачей радиорелейных стволов по которым шла подача сигнала НТС на территории республики общественному телеканалу «Эл-ТВ».
     «Это очень похоже на шантаж, чтобы отобрать у нас договор с российским «Первым каналом, - отмечает О. Малеванная, - иначе как можно рассматривать то обстоятельство, что при наличии 3-х радиорелейных стволов, по которым идут сигналы КТР, РТР и ОРТ, отняли ствол именно у частного телеканала». По ее мнению, здесь видимо опасаются конкуренции со стороны частного телеканала, который «в отличие от гостелевидения старается всегда объективно освещать события».
     Напомним, с 1 мая 2006 года Бишкекская телерадикомпания НТС лишилась возможности вещать в регионах Кыргызстана, так как по решению Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР) радиорелейные стволы, по которым шла подача сигнала НТС по территории республики, были переданы «Эл-ТВ» - общественному телевидению.

     Май, 02
     Интерньюс-Кыргызстан (г. Бишкек)
     ОО «Интерньюс» распространило заявление относительно решения РПО РМТР о передаче телекомпании «Эл-ТВ» радиорелейных стволов, по которым шла подача сигнала НТС по территории республики.
     Комментируя случившееся, ОО «Интерньюс» считает, что ситуацию надо рассматривать с точки зрения регулирования вопроса вещания в Кыргызстане.
     «В сложившейся ситуации частные телерадиовещатели поставлены в неравные условия, что может негативно повлиять на развитие рынка средств массовой информации в Кыргызской Республике», - отмечается в заявлении.
     Напомним, с 1 мая 2006 года Бишкекская телерадиокомпания НТС лишилась возможности вещать в регионах Киргизии, так как радиорелейные стволы, по которым шла подача сигнала НТС по территории республики, были переданы «Эл-ТВ» - общественному телевидению.

     Май, 02
     Азамат Калман, председатель правления профсоюза журналистов Кыргызстана (г. Бишкек)
     «То, что происходит вокруг телекомпании НТС - это ни что иное, как давление на свободу слова», - считает председатель правления профсоюза журналистов Кыргызстана Азамат Калман. По его словам, основной причиной лишения НТС возможности вещать на регионы республики является объективное и оперативное освещение независимым каналом событий, касающихся политической жизни Кыргызстана.
     «Подобное в Кыргызстане случалось и ранее, при прежнем режиме Аскара Акаева. Незадолго до событий 24 марта 2005 года по указанию того же руководителя РПО РМТР Куванычбека Бегалиева было отключено от средних волн и УКВ, охватывающих практически всю республику радио «Азаттык». В течение последующего месяца передачи «Азаттык» транслировались на часть территории страны через бишкекскую радиостанцию «Алмаз». Примечательно, что сразу после свержения режима Аскара Акаева господин Бегалиев свое незаконное решение тут же отменил, в результате чего радио «Азаттык» получило доступ к населению в полном объеме»,- заявил А. Калман.

     Май, 04
     Телекомпания НТС (г. Бишкек)
     Партия «Моя страна» считает отключение телекомпании НТС от регионов дестабилизирующим фактором. По мнению партии, канал НТС за короткий срок смог завоевать популярность населения благодаря профессиональной, беспристрастной и двусторонней подаче информации.
     «Считаем, что отключение НТС от регионов послужит еще одним дестабилизирующим фактором на пути к консенсусу власти и народа. К сожалению, в линии поведения как старой, так и новой власти в отношении средств массовой информации прослеживается нетерпимость к альтернативному мнению и широкое использование любых методов по «удушению» неугодных СМИ», - подчеркивает партия.
     «Призываем власти незамедлительно пресекать подобные, топорные попытки развивать один канал в ущерб другому, лишая тем самым граждан Кыргызстана возможности получать достоверную информацию об общественно-политической ситуации в стране», - подытоживает пресс-служба партии «Моя страна».

     Май, 05
     Телекомпания НТС (г. Бишкек)
     4 мая 2006 года Совет оппозиционного движения «За реформы!» распространил заявление в связи с отключением канала НТС от вещания на регионы. Оппозиция считает, что данная акция является прямым давлением на свободу слова в Кыргызстане.
     «Вместо обещанного демонтажа старой авторитарной системы и проведения реформ во всех сферах жизнедеятельности Кыргызстана, - гласит документ, - новые власти ведут политику монополизации экономических отраслей, политику перераспределения богатств и сфер влияния».
     Совет движения полагает, что отказ от преобразования КТР в общественное телевидение, скандал вокруг ТРК «Пирамида» и события вокруг НТС - звенья одной цепи. Эти факты, по мнению оппозиционеров, свидетельствуют о стремлении властей обрести монополию не только на информационное пространство, но и всю общественно-политическую жизнь Кыргызстана.
     Участники Движения «За реформы!» выражают свою солидарность с коллективом НТС и заявляют о своем протесте против давления на представителей СМИ.
     Журналисты частной телекомпании полагают: их лишили аудитории в областях из-за позиции, которую они занимают. Подача новостей НТС, по мнению коллектива, была в разное время предметом недовольства со стороны различных политических группировок и официальных властей.

     Май, 08
     Социалистическая партия «Ата-Мекен» (г. Бишкек)
     Свою обеспокоенность отключением от регионального вещания телеканала НТС выражает кыргызстанская социалистическая партия «Ата-Мекен». Об этом сказано в ее обращении, распространенном в СМИ.
     Авторы обращения видят в ограничении трансляции НТС «давление на телеканал, обусловленное его независимой позицией», считая, что такие действия «подрывают авторитет Кыргызстана как демократической страны и наносят большой урон свободе слова».
     «Ата-Мекен» предлагает создать независимую комиссию из числа представителей ряда международных организаций, чтобы объективно рассмотреть вопрос о возобновлении вещания НТС в регионах республики.

     Май, 08
     Фридом Хауз (г. Бишкек)
     Международная организация Фридом Хауз считает, что свобода слова в Кыргызстане находится под угрозой. В распространенном обращении правозащитной организации отмечается, что Президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев не выполнил своих обещаний относительно реформирования государственных СМИ, что должно было включать такие компоненты как разгосударствление газет и переход государственного телевидения к общественному.
     Напомним, несмотря на то, что контроль государства над средствами массовой информации стал менее жестким, Кыргызстан, согласно отчету Фридом Хауз «Свобода Прессы» за 2005 год, продолжает входить в категорию стран с рейтингом «Несвободная».
     «Со времени отставки президента Акаева преследование оппозиции и независимых СМИ ослабилось. Однако другие реформы в отношении свободы слова не продвинулись.
     Указ об акционировании крупнейших государственных СМИ республики, подписанный президентом в декабре 2005 года, является положительным сдвигом. В то же время, тревожные события, произошедшие недавно, указывают на отступление от принципов свободы слова и печати в стране», - говорится в обращении.

     Май, 12
     Форум молодых политиков (г. Бишкек)
     12 мая 2006 года Форум молодых политиков распространил заявление, в котором сказано:
     «Сложившаяся сегодня ситуация вокруг независимых СМИ внушает опасения повторения событий годичной давности. К сожалению, в хронологии действий новой власти прослеживается нетерпимость к альтернативному мнению и широкое использование любых методов по «удушению неугодных СМИ». Свидетельством этому служат гонения на частные телерадиокомпании КООРТ, «Пирамида» и НТС».
     Молодые политики считают, что властям необходимо отказаться от порочной практики прежнего режима, оказывавшего административное давление на независимые СМИ, тем самым лишая возможности общественности получать альтернативную и объективную информацию о ситуации в стране.

     Май, 16
     «Фридом Хауз», Улугбек Бабакулов (г. Бишкек)
     Согласно отчету «Фридом Хауз» «Свободная пресса» за 2005 год, Кыргызстан находится в категории «несвободных стран». Об этом 16 мая 2006 г. на пресс-конференции в агентстве АКИpress сообщил советник по СМИ «Фридом Хауз» в Кыргызстане Улугбек Бабакулов.
     В отчете «Свободная пресса» отражена ситуация в области свободы слова более чем в 190 государств мира, оценка уровня свободы СМИ производилась экспертами в Вашингтоне.
     «Кыргызстан сегодня находится на переходном этапе, я надеюсь, что за текущий год ситуация изменится и КР займет в рейтинге позицию в категории «частично свободных стран», - сказал У. Бабакулов.

     Май, 19
     Кубан Мамбеталиев, ОО «Журналисты» (г. Бишкек)
     «Заявления о том, что свобода слова в Кыргызстане находится под угрозой, не соответствуют действительности», - считает председатель правления ОО «Журналисты» Кубан Мамбеталиев. Поводом к данному заявлению стал опубликованный накануне отчет международной правозащитной организации Фридом Хаус, согласно которому Кыргызстан входит в категорию стран с несвободной прессой.
     «С каждым годом в республике растет число независимых средств массовой информации, которые способны оказывать влияние на происходящие политические процессы, формировать общественное мнение», - отметил он.

     Май, 30
     Государственные СМИ (Жалалабатская область)
     Государственные СМИ не горят желанием выйти из-под опеки государства. Их поддерживают и некоторые представители власти.
     Губернатор Жалалабадской области Искендербек Айдаралиев на встрече с журналистами областной государственной газеты «Акыйкат» 24 мая 2006 обещал выделить изданию 25 тыс. сомов ($620) для гонорарного фонда редакции. По его мнению, идея разгосударствления СМИ была ошибочной, поскольку властям они нужны, чтобы пропагандировать деятельность госорганов.
     Такое же решение о поддержке государственных областных газет было принято 24 апреля 2006 года экс-губернатором Ошской области Адамом Закировым. Он поручил выделить «Ош жанырыгы» 180 тыс. сомов ($4500), «Эхо Оша» и «Уш садоси» - по 120 тыс. сомов ($3000) на 6 месяцев. Только финансирование из областного бюджета будет проходить по новой статье расходов – «Информационные услуги».
     Не отстают от них и районные власти. Главы госадминистраций Базаркоргонского и Ноокенского районов решили оказать помощь своим официальным печатным органам путем организации принудительной подписки.
     Одной из основных причин такой опеки государственных СМИ является бедственное положение изданий. Например, редакция газеты «Акыйкат», которая выходит с 1991 года, до сих пор не имеет собственного офиса. Такую же проблему испытывает и редакция Базаркоргонской районной газеты «Арстанбап таны», являющаяся официальным печатным органом местной госадминистрации. Помимо этого, большая проблема для региональных газет - долг почтовиков. Той же «Акыйкат» «Кыргызпочтасы» задолжал 190 тысяч сом ($4750), что равно почти двухмесячному бюджету газеты.
     Серьезным недостатком является и отсутствие в редакциях молодых квалифицированных специалистов. На состоявшемся 20 мая 2006 года в Таласком ресурсном центре СМИ круглом столе, главный редактор областной газеты «Талас турмушу» Козубек Иманкулов отметил, что выпускники вузов остаются работать в столице, а те, кто вернулся после учебы на родину, не хотят идти к ним, так как зарплата у них маленькая.
     В свете вышеназванных проблем, государственные СМИ с опаской относятся к идее разгосударствления и конкуренции на равных с независимыми печатными изданиями. Не придает им уверенности в завтрашнем дне также и неясность в вопросе, как будет проходить разгосударствление.
     Это относится и к правительственной общенациональной газете «Слово Кыргызстана», которая на сегодня является финансово независимой от правительственной помощи и, казалось бы, успешно выживает в рыночных условиях. Но при этом главный редактор газеты «Слово Кыргызстана» Тамара Слащева отмечает, что путь акционирования для них неприемлем, так как сами журналисты не смогут акционировать полностью свою газету. «Если же привлекать бизнесменов, то это приведет к зависимости от них, поэтому будет лучше остаться под опекой государства», - считает Т. Слащева. По ее мнению, немаловажным является и то, чтобы в стране были издания, которые проводят государственную идеологию, ибо, частные газеты этим просто заниматься не будут.
     Напомним, что 8 декабря прошлого года Президентом Кыргызской Республики К. Бакиевым был подписан Указ «О реформировании отдельных государственных средств массовой информации». Согласно этому указу, издательские дома (редакции) «Слово Кыргызстана» и «Кыргыз Туусу», а также редакции областных газет, учрежденных областными государственными администрациями, в ближайшее время должны быть акционированы. Однако до сих пор не разработана процедура этого акционирования.
     По состоянию на март 2006 г. в Кыргызстане зарегистрировано более 900 средств массовой информации. В качестве государственных в общереспубликанском масштабе существуют две главные газеты - кыргызскоязычная «Кыргыз Туусу» и русскоязычная «Слово Кыргызстана». В региональном масштабе как печатные органы местных государственных администраций выходят 48 районных, 11 городских и 12 областных газет.

     Май, 31
     ТРК «Эл-ТВ» (Ошская область)
     «Некоторые журналисты СМИ Ошской области нарушают журналистскую этику и не способствуют демократизации общества», - так прозвучало в репортаже ТРК «Эл-ТВ», вышедшего в эфир 31 мая 2006 года. Сюжет был подготовлен по итогам «круглого стола», проведенного государственной администрацией Ошской области. Его участниками были представители местной юстиции и журналисты. В подготовленном сюжете корреспондент «Эл-ТВ» Майрам Мурзакулова со ссылкой на участников мероприятия сообщила, что некоторые СМИ не соблюдают ряд законов. Каких именно - не уточнялось, но сообщалось, что телекомпании «DDD» и «Пирамида-Ош» не выпускают в эфир программы на государственном языке. Также автор сюжета заявила, что некоторые журналисты освещают деятельность запрещенной в Кыргызстане религиозно-экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир», создавая ей этим самым рекламу.
 

     5. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

     Май, 03
     Телекомпания НТС (г. Бишкек)
     3 мая 2006 года коллектив НТС распространил обращение к народу, СМИ, представителям НПО и политическим партиям.
     В нем подвергаются критике действия Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР), принявшего решение об отключении регионального вещания канала НТС. Журналисты считают данное решение незаконным, а доводы директора РПО РМТП Куванычбека Бегалиева об имевших место форс-мажорных обстоятельствах – неубедительными.
     Напомним, с 1 мая 2006 года распоряжением руководства РПО РМТП радиорелейные стволы, по которым шла подача сигнала НТС по территории республики, были переданы «Эл-ТВ» - общественному телевидению, созданному Указом президента страны в декабре 2005 года. Директор предприятия К. Бегалиев нарушений договорных обязательств в данном решении не усмотрел, поскольку, по его словам, имели место форс-мажорные обстоятельства, предусмотренные в договоре с НТС.
     «Официальная версия РПО РМТР - мы выполняем указ Президента, т.е. обеспечиваем распространение программ «Эл-ТВ» по всему Кыргызстану. Но в тексте указа нет ни одной строчки о том, что второй государственный канал нужно развивать, «задушив» канал негосударственный. Не предложив никакой альтернативы, не рассмотрев различные варианты, чиновники не придумали ничего лучше, как просто отключить рубильник!», - говорится в обращении.
     По мнению журналистов, РПО РМТР не способно на такие самостоятельные шаги без указания свыше. «Инициатива «удушения» НТС исходит от вице-премьера А.Мадумарова, который неоднократно, публично высказывал недовольство нашим каналом. Иначе, как медвежьей услугой Президенту в эти и без того неспокойные дни, подобные действия особо ретивых чиновников не назовешь!», - считают они.

     Май, 11
     Телекомпания НТС (г. Бишкек)
     10 мая 2006 года состоялись неофициальные переговоры между телекомпанией НТС и Республиканским производственным объединением радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР). Ранее от НТС был направлен ряд писем с просьбой рассмотрения и урегулирования сложившейся ситуации. По словам исполнительного директора НТС, ответ был положительным, и в настоящее время рассматривается техническая сторона проблемы.
     Как сообщил А. Цветков, в случае, если РПО РМТР не найдет технического решения, то НТС намерена инициировать создание парламентской комиссии и независимой экспертизы.
     Журналисты частной телекомпании полагают: их лишили аудитории в областях из-за позиции, которую они занимают. Подача новостей НТС, по мнению коллектива, была в разное время предметом недовольства со стороны различных политических группировок и официальных властей.

     Май, 13
     Институт Медиа Представителя (г. Бишкек)
     Институт Медиа представителя (ИМП) выступил с инициативой создания Общественной палаты по вопросам СМИ (ОП). Деятельность данной структуры будет направлена на активное участие гражданского сектора в медиа-политике и представление интересов общества в целом.
     «Общественная палата по вопросам СМИ создается с пониманием того, что только разумная политика в сфере СМИ приводит к возникновению широкого спектра мнений и повышения качества информации, предоставляемой средствами массовой информации гражданам Кыргызской Республики», - говорится в заявлении ИМП.
     По словам Медиа Представителя Шамарала Майчиева, возникновение идеи ОП было обусловлено следующими причинами: «В последнее время государство открывает такие институты, где необходимо присутствие представителей гражданского общества, но возникает проблема, кто будет их выдвигать. В частности, в сфере журналистики нет объединенной профессиональной организации, которая могла выдвинуть единого для всех кандидата».
     Создание Общественной палаты обусловлено необходимостью в площадке, на которой бы формировались, выявлялись и реализовывались все интересы органов СМИ. Работа Общественной палаты будет проводиться в трех комитетах: по телерадиовещанию, по печатным СМИ и по информационной политике.
     Общественная палата будет объединять группу людей, признанных в обществе, прогрессивных, с современными взглядами и готовых к рациональным решениям.

     Май, 15
     «Баткен таны», Зулпукар Балтабаев (г. Баткен)
     Журналист областной газеты «Баткен таны» Зулпукар Балтабаев обратился в областную государственную администрацию с жалобой на главного редактора издания Адылбека Акматова.
     В заявлении на имя губернатора Баткенской области Султана Айжигитова указаны более двадцати фактов нарушений, которые допустил А. Акматов в своей работе. В частности, утверждается, что главный редактор оказывает на своих подчиненных незаконное давление.

     Май, 18
     Абдумалик Шарипов, «Право для всех» (г. Жалалабат)
     Корреспондент Жалалабатского бюллетеня «Право для всех» Абдумалик Шарипов обратился к губернатору области Искендеру Айдаралиеву с просьбой оказать содействие в получении от руководства областного УВД общественно-значимой информации.
     «Попытки добиться аудиенции у начальника УВД Н. Темирбаева оказались тщетными. Ссылаясь на свою чрезвычайную занятость, он отсылает меня к своим помощникам и к заместителям. Однако, в рамках своей компетенции, они не могут предоставить интересующую меня информацию», - сообщает журналист в письме на имя главы областной госадминистрации.

     Май, 20
     Все СМИ (г. Талас)
     20 мая 2006 года в Таласском ресурсном центре СМИ состоялся круглый стол для редакторов таласских СМИ, посвященный проблемам местной журналистики, где было решено добиться изъятия из Уголовного Кодекса КР статей 127 («клевета»), 128 («оскорбление») и отмены налога на НДС для СМИ. Его участники пытались сообща найти пути решения своих проблем.
     Также было отмечено, что местные правоохранительные органы зачастую необоснованно отказываются предоставлять журналистам общественно значимую информацию.
     В мероприятии приняли участие 13 руководителей региональных СМИ, а также пресс-секретарь губернатора Таласской области Мухамеджан Суранчиев.
     «В нашей газете нет молодежи, - отметил главный редактор областной газеты «Талас турмушу» Козубек Иманкулов, - выпускники вузов остаются работать в столице, а те, кто вернулся после учебы на родину, не хотят идти к нам, так как зарплата у нас маленькая».
     Участники круглого стола отметили, что печатные издания «хромают» из-за отсутствия дизайнеров газетной верстки и рекламных агентов. «В наше нелегкое время мы можем «выжить» только за счет рекламы, хорошего дизайна и интересных материалов, - сказал зам. редактора городской газеты «Жаны багыт» Кадырбек Майлыбеков.
     Пресс-секретарь губернатора Мухамеджан Суранчиев в своей речи отметил, что «надо объединиться и работать сообща, помогая друг другу». В завершение участники круглого стола выработали 3-х месячный совместный план действий.
 
 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

     1. Нападения на журналистов, членов их семей и объекты СМИ

     Май, 29
     Телекомпания «Мезон», Камиль Сатканбаев, Ильхом Абдукахаров (г. Ош)
     Во время проходившего 27 мая 2006 года митинга в Жалалабате, корреспонденты ошской телекомпании «Мезон» Камиль Сатканбаев и Ильхом Абдукахаров подверглись нападению со стороны участников акции протеста.
     Как сообщили журналисты, некий человек, отделившись из толпы, подошел к ним и в категорической форме потребовал отдать видеокассету с отснятым материалом. После того, как он получил отказ, несколько человек набросились на журналистов и стали их избивать.
     В результате была сломана редакционная видеокамера, а К. Сатканбаев получил телесные повреждения. После этого, члены съемочной бригады были препровождены в ближайшее здание, где зачинщик конфликта изъял видеокассету.
     По словам журналистов, сотрудники милиция, стоявшие неподалеку, никак не отреагировали на данный факт. Они молча наблюдали за процессом избиения и незаконного изъятия отснятого материала.

     КОММЕНТАРИЙ
     Статья 16 Конституции Кыргызской Республики закрепляет право каждого человека на личную неприкосновенность независимо от их правового статуса и социального положения.
     В действующем Уголовном кодексе КР имеется ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за причинение вреда здоровью, а строгость уголовного наказания зависит от умысла правонарушителей и степени тяжести причиненного вреда здоровью. Кроме того, если будет установлено, что злоумышленники преследовали цель незаконно завладеть имуществом потерпевших, а также воспрепятствовать профессиональной деятельности журналистов, то их действия можно квалифицировать по совокупности статей УК КР, которые предусматривают уголовную ответственность за вышеуказанные деяния, в том числе по ст. 151 УК Кыргызской Республики (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности).
     Уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести, в соответствии со ст. 66 УК КР и ст.29 УПК КР, могут быть прекращены за примирением сторон.
 

     2. Необоснованный отказ в предоставлении общественно-значимой информации

     Май, 18
     Жамшит Дооранов, «Алай таны» (Алайский район, Ошская область)
     Представители Ошского регионального отделения Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций КР отказали в предоставлении информации корреспонденту Алайской районной газеты «Алай таны» Жамшиту Дооранову.
     Журналиста интересовали сведения о повышении уровня рек в Алайском районе Ошской области. По его словам, это уже не первый случай, когда чиновники данного министерства отказывают в предоставлении общественно значимой информации.

     КОММЕНТАРИЙ
     Конституция Кыргызской Республики гарантирует, что любой гражданин, а, следовательно, и журналист, имеет право свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом. Статья 15 Закона КР «О средствах массовой информации» закрепляет право органов средств массовой информации на получение сведений. Журналист при осуществлении своей профессиональной деятельности, в соответствии со ст. 5 Закона КР «О защите профессиональной деятельности журналиста» и ст. 20 Закона КР «О средствах массовой информации», имеет право запрашивать и получать общественно значимую информацию в государственных органах, органах самоуправления граждан, общественных объединениях, предприятиях, учреждениях и организациях, получать доступ к документам, материалам с информацией, за исключением тех, которые содержат государственную либо иную охраняемую законом тайну, а также информацию с ограниченным доступом.
     В связи с тем, что в приведенном случае запрашиваемая журналистом информация не содержала государственную либо иную охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении информации не основан на законе и является необоснованным.
 

     3. Нарушение прав СМИ на равное получение информации

     Май, 03
     «Итоги недели», Павел Громский (г. Ош)
     О нарушении права журналистов на равный доступ к информации со стороны начальника Управления внутренних дел г. Ош заявил главный редактор газеты «Итоги недели» Павел Громский. По его словам, руководитель УВД Рустам Мырзаматов приглашает на брифинги исключительно новостные службы трех местных телеканалов и журналистов одного информационного агентства».
     «Игнорирование остальных средств массовой информации объясняется желанием главного городского милиционера избежать неприятных вопросов и боязнью критики со страниц нелояльной ему прессы», - считает журналист.

     КОММЕНТАРИЙ
     В соответствии со ст. 22 Конституции КР, законы Кыргызской Республики о правах и обязанностях граждан, должны одинаково применяться ко всем гражданам и не создавать ни для кого из них преимуществ и привилегий, кроме случаев, предусмотренных Конституцией КР и законами по социальной защите граждан.
     Кроме того, согласно ст.4 Закона КР « О защите профессиональной деятельности журналиста» не может быть ограничен доступ журналиста к информации, представляющей общественный интерес, затрагивающей права, свободы и законные интересы граждан.
 

     4. Необоснованное препятствование распространению СМИ

     Май, 03
     Телекомпания НТС (г. Бишкек)
     «Телекомпания НТС оставляет за собой право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, нанесенных незаконным решением директора Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР) Куванычбека Бегалиева о передаче телекомпании «Эл-ТВ» радиорелейных стволов, по которым шла подача сигнала НТС на регионы страны», - заявили журналисты независимого канала.
     По их мнению, досрочное прекращение РПО РМТР двухстороннего договора со ссылкой на Указ Президента КР о создании общественного телевидения «Эл-ТВ» некорректно. «В данном Указе не сказано о том, что необходимо выделять технические средства «Эл-ТВ» в ущерб уже существующим телерадиокомпаниям», - отмечают они.
     Директор Республиканского производственного объединения радиорелейных магистралей телевидения и радиовещания (РПО РМТР) Куванычбек Бегалиев заявил, что радиорелейные стволы, по которым идет подача сигнала НТС по территории республики, переданы «Эл-ТВ» - общественному телевидению, созданному Указом президента страны в декабре 2005 года. Он также отметил, что при этом нарушений договорных обязательств не было.
     «В данном случае имеет место форс-мажор, согласно которому одна из сторон - участников договора вправе досрочно расторгнуть его. В договоре четко прописано, что в этом случае ни одна из сторон не вправе выдвигать какие-либо претензии», - считает К. Бегалиев.

     КОММЕНТАРИЙ
     В Указе Президента Кыргызской Республики от 10 декабря 2005 года «О телерадиовещательной компании Кыргызской Республики «Общественное телевидение – ЭЛТР» конкретно указано, что в целях удовлетворения потребностей населения в независимой и объективной информации, в образовательных, детских, культурных и развлекательных программах, а также повышения роли общественного вещания необходимо образовать телерадиовещательную компанию Кыргызской Республики «Общественное телевидение – ЭЛТР» на базе Государственной телерадиокомпании «Ош-3000». При этом Правительству КР было поручено решить организационные, финансовые и иные вопросы, вытекающие из данного Указа. Как мы видим, в указанном случае речь не идет о телекомпании НТС, а о Государственном телерадиокомпании «Ош-3000». Что касается наличия или отсутствия форс-мажорных обстоятельств, то данный спор подлежит разрешению в судебном порядке.
 

     5. Нарушение порядка распространения СМИ

     Май, 16
     Нарынское районное отделение ГП «Кыргызпочтасы» (г. Нарын)
     Корреспондент мониторинга по Нарынской области Чинара Токтогулова сообщила о фактах принудительной подписки пенсионеров на отдельные печатные издания, имеющие место в Нарынском районе. «Если при прежней власти людям навязывались государственные газеты «Кыргыз-Туусу» и «Эркин-Тоо», то в настоящее время к ним добавились такие частные издания, как «Аалам» и «Жаны Ордо». Стариков обязывают приобретать газеты, вычитая их стоимость из их пенсий», - сказала она.
     Заместитель начальника Нарынского районного отделения государственного предприятия «Кыргызпочтасы» Майрамбек Конуратов на просьбу объяснить ситуацию сообщил, что реализация газет - мера вынужденная, поскольку без дополнительного приработка, желающих работать почтальонами нет. «Однако, все они получили четкие инструкции - принуждения к приобретению газет быть не должно. Если нами будут выявлены данные факты - будем разбираться», - добавил он.

     КОММЕНТАРИЙ
     Принудительная подписка на издания законодательством Кыргызской Республики не предусмотрена и противоречит конституционным нормам о признании и гарантиях основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
     Ни один нормативный правовой акт Кыргызской Республики не дает права государственным органам или должностным лицам осуществлять подписку на республиканские и областные газеты в принудительном порядке.
 

     6. Нарушения хозяйственных прав СМИ

     Май, 18
     «Ноокен жанырыгы» (Ноокенский район, Жалалабатская область)
     Из-за прекращения бюджетного финансирования оказалась в тяжелом финансовом положении газета «Ноокен жанырыгы», являющаяся печатным органом Ноокенской районной госадминистрации Жалалабатской области. Свое решение местные власти объясняют отсутствием необходимых для функционирования издания средств. Об этом сообщила редактор издания Бумайрам Раимбекова.
     Долг издания перед Социальным фондом составил 100 тыс. сомов ($ 2500), энергетикам 4 тыс. сомов ($ 100), за типографические услуги 7 тыс. сомов ($ 170), по зарплате сотрудникам 60 тыс. сомов ($ 1500).
     В настоящее время журналисты издания не получают заработную плату. Райгосадминистрация обещает оказать единовременную финансовую помощь из других финансовых источников, а также организовать подписку на второе полугодие. Однако журналисты считают, что это не является выходом из положения.

     Май, 19
     «Арстанбап таны» (Базаркоргонский район, Жалалабатская область)
     Редакция Базаркоргонской районной газеты «Арстанбап таны», являющаяся официальным печатным органом местной госадминистрации, до сих пор не имеет своего помещения. Об этом сообщил редактор издания Раимжан Кадыркулов. По его словам, учредитель издания, несмотря на обещания в скорейшем времени обеспечить редакцию газеты помещением, не решает данную проблему.
     К настоящему времени уже вышли 7 номеров газеты. Материалы были подготовлены к печати у редактора дома.

     КОММЕНТАРИЙ
     В указанных случаях налицо недостаточное финансирование со стороны учредителей, которыми являются государственные органы. Поэтому здесь можно руководствоваться ст. 4 Закона Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» где говорится, что деятельность средств массовой информации осуществляется за счет реализации их продукции и других платных услуг, а также за счет средств учредителей, спонсоров и прочих поступлений. Хотя, в свете происходящих изменений в обществе и с предстоящим преобразованием государственных СМИ в независимые, вопрос о финансировании со стороны государства перестанет существовать.
 
 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

     1. Обвинения в оскорблении и клевете

     Май, 17
     Правозащитный бюллетень «Право для всех» (г. Жалалабат)
     16 мая 2006 года старший следователь Жалалабатского областного управления внутренних дел Али Магеев обратился в Жалалабатский городской суд с исковым заявлением о привлечении к ответственности журналистов и юристов Жалалабатского правозащитного бюллетеня «Право для всех».
     В тот день на заседании городского суда рассматривалось предыдущее исковое заявление А. Магеева на журналистов и юристов правозащитного бюллетеня. Судья остановил заседание суда на основании нового заявления следователя, где он требует уже привлечь их к уголовной ответственности по ст. 127, 128 УК КР.
     Напомним, в конце марта 2006 года старший следователь областного УВД подал в городской суд иск на 1 млн. сомов ($ 25 000) против председателя областного совета правозащитной организации «Справедливость» Валентины Гриценко, юриста этой организации Махаматжана Абдужапарова и журналиста информационного бюллетеня «Право для всех» Абдумалика Шарипова, а также двух жителей Сузакского района.
     Поводом к иску стала опубликованная в январе 2006 года на страницах бюллетеня статья «Бьют женщин, даже беременных». В ней шла речь о якобы незаконных действиях А. Магеева и силовом давлении при следственной работе. Как сообщил автор статьи А. Шарипов, в основу публикации легли заявления пострадавших, поданных в правозащитную организацию «Справедливость». «Мы не хотели специально очернить следователя А.Магеева, а руководствовались желанием защитить пострадавших», - сказал он.

     КОММЕНТАРИЙ
     Согласно статье 127 УК КР клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Согласно ст. 128 УК КР оскорбление – это умышленное унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме в средствах массовой информации. Субъективная сторона этих видов преступлений характеризуется наличием вины только в форме прямого умысла, когда распространитель заведомо знал о ложности распространяемых порочащих сведений и стремился распространить именно такие сведения, то есть оболгать другое лицо. В перечисленных случаях судам необходимо исходить из этих положений. Что же касается возмещения морального вреда, то в соответствии со статьей 27 Закона КР «О средствах массовой информации» моральный (неимущественный) вред, причиненный личности, гражданину, а также организации в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство личности, гражданина или организации, либо причинивших им иной неимущественный ущерб, подлежит возмещению по решению суда средством массовой информации в порядке, установленном законом. Размер возмещения морального (неимущественного) вреда в денежном выражении определяется судом.






[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg