Monitoring.kg Russian English Kyrgyz
Home Site MapFeedback
Кыргызская Республика, 720001
Бишкек, ул. Шота Руставели, д. 48, 10
Тел./Факс: +996 (312) 56-34-63
E-mail: journalist.kg@gmail.com
ИНФОРМАЦИЯ МАСС-МЕДИА ПРАВО И СМИ ССЫЛКИ ПРОЧЕЕ
Среда, 17 Января, 2018 г. БЮЛЛЕТЕНЬ ОФИЦИАЛЬНО

СМИ КЫРГЫЗСТАНА
Печатные
Электронные
Медиа-организации
БЮЛЛЕТЕНИ
Мониторинг состояния сети Интернет в Кыргызской Республике
Мониторинг средств массовой информации Кыргызской Республики
ВЫБОРЫ-2007
Политический экстремизм, терроризм и СМИ в Центральной Азии
Выборы 2007 - Итоговый отчет
Тревожные сигналы
Мониторинг Президентских выборов - 2009
Мониторинг Президентских Выборов - 2011
БИБЛИОТЕКА
Специальная литература для журналистов и медиа-организаций
НАШИ ПАРТНЕРЫ
Международный фонд защиты свободы слова "Адил Соз" (Алматы)
Проект "Защита демократических прнципов свободы слова в Центральной Азии"
Международная Ассоциация по защите свободы слова (IFEX)
Центр экстремальной журналистики (Москва)
КОНКУРС КАРИКАТУР
Карикатуры 2008
Карикатуры 2009
Международный Фонд защиты свободы слова "Адил соз"
Международная организация по защите свободы слова
Институт медиа представителя
Центр информационного права

Декабрь 2006 г.


Мониторинг нарушений свободы слова в Кыргызстане в декабре 2006 года

В декабре мониторинг зафиксировал 30 сообщений. Из них 18 определяют фактическое положение СМИ в свете социально-правовой и политической атмосферы месяца, 6 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 6 - о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов, которые, в большинстве своем, не основаны на законе.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

1. Публичные выступления, заявления и речи высших должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации

 

Декабрь, 01

Нурлан Шакиев, пресс-секретарь Президента КР (г. Бишкек)

«Интервью якобы с Березовским и активное муссирование данной темы рядом СМИ, – все это является элементами пиар-технологий, которые направлены на дискредитацию руководства страны», - говорится в заявлении пресс-секретаря Президента КР Нурлана Шакиева, распространенном 30 ноября 2006 года.

«За аналогичными информационными материалами стоят те, кто желает опорочить имя главы государства и нанести урон заметно укрепившимся в последнее время, динамично развивающимся кыргызско-российским взаимоотношениям. СМИ при освещении любой темы должны быть ответственными и не позволять кому бы то ни было использовать себя как орудие в руках различных сил, пытающихся дестабилизировать обстановку в стране», - отмечает Н. Шакиев.

Свое знакомство с Березовским отрицает и глава Коалиции «За демократию и гражданское общество» Эдиль Байсалов, имя которого фигурирует в откровениях российского олигарха. Э. Байсалов сомневается, что «Живой журнал» в Интернете, с помощью которого газета «Дело №» смогла взять интервью у Бориса Березовского, на самом деле принадлежит последнему. Поясним, что интервью с якобы Б. Березовским было опубликовано в газете «Дело №» 29 ноября 2006 года.

 

 

2. Действия должностных лиц, определяющие фактическое положение СМИ

 

Декабрь, 04

Жогорку Кенеш КР (г. Бишкек)

В Жогорку Кенеше (парламенте) Кыргызстана обсуждается вопрос о создании нового комитета по информационной политике. Об этом 4 декабря 2006 года на Центрально-азиатском медиа-форуме, проходящем в Бишкеке, сообщил парламентарий Каныбек Иманалиев.

По его словам, это связано с новыми положениями Конституции КР и стремлением депутатов положительно решить вопрос о создании общественного телевидения. К. Иманалиев считает, что законопроект «О государственной телерадиовещательной компании», на который Президент КР Курманбек Бакиев наложил вето, будет реанимирован. «Исполнительные власти и инициаторы документа приходят к пониманию, а президент осознал историческую необходимость его принятия после ноябрьских событий», - считает депутат. К. Иманалиев предполагает, что законопроект об общественном телевидении будет подписан после внесения в него некоторых поправок. По словам депутата, парламентарии и президент пришли к консенсусу относительно Наблюдательного совета (НС) будущего общественного телевидения - глав НС будет утверждать парламент, гендиректора общественного телевидения избирает НС, а президент утверждает его.

Напомним, что в середине сентября 2006 года Президент КР Курманбек Бакиев наложил вето на законопроект «О государственной телерадиовещательной компании», который был принят депутатами парламента КР 8 июня 2006 года и предполагал переход государственной компании в формат общественного телевидения.

 

Декабрь, 06

Султан Айжигитов, губернатор Баткенской области (г. Баткен)

Губернатор Баткенской области Султан Айжигитов выразил согласие встретиться с журналистом из Таджикистана, редактором информационно-аналитического агентства «Вароруд» Хулькаром Юсуповым и ответить на его вопросы. Об этом он сообщил 5 декабря на пресс-конференции, посвященной предстоящему строительству объездных дорог Баткен – Турпак и Баткен – Исфана. Как отметил губернатор, с перечнем вопросов он уже ознакомился. «Очень хорошие вопросы там поставлены, - сказал С. Айжигитов. - Эти дороги представляют очень большой интерес и для Таджикистана, потому что по ним практически весь Таджикистан осуществляет связь с Китаем, со всеми странами СНГ».

По словам губернатора Баткенской области, с аналогичной просьбой об интервью к нему уже обращались представители других таджикских СМИ.

 

Декабрь, 25

Мелис Эшимканов, депутат Жогорку Кенеша КР, владелец газеты «Агым» (г. Бишкек)

В своем интервью газете «Лица» 21 декабря 2006 года владелец кыргызскоязычной газеты «Агым», депутат Жогорку Кенеша КР Мелис Эшимканов высказал намерение продать газету.

«Нынешний «Агым» находится в глубоком творческом и кадровом кризисе. Что толку скрывать, что в газете нет наших боевых коллег с острыми перьями, а нынешняя молодежь не стала им достойной сменой. Более того, даже подумываю продать газету. Уже нет желания выдаивать корову до крови из вымени. И большой трагедии из этого не нужно делать, ведь наша газета тоже живой организм, и развивается по тем же закономерностям», - сказал М. Эшимканов.

Отметим, что газета «Агым» является одной из старейших в Кыргызстане. Она была основана 7 ноября 1926 года и выходила под названием «Ленинчил жаш». С 1991 года газета стала называться «Асаба» и быстро завоевала большую популярность у читателей. В начале нового века «Асаба» была разорена многомиллионными исками высокопоставленных чиновников. Ее владелец и главный редактор М. Эшимканов со своей командой создали другую газету - «Агым», ставшую популярным оппозиционным изданием. Но в конце 2005 года ведущие журналисты «Агым» перешли во вновь образованную газету «Алас».

 

 

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

 

Декабрь, 01

Газета «Ош жанырыгы» (г. Ош)

В областной государственной газете «Ош жанырыгы» сложилась не совсем здоровая обстановка. «С приходом главного редактора Жапаркула Ташиева молодых сотрудников газеты начали выживать», - сообщил нашему региональному корреспонденту бывший журналист издания, попросивший не называть его имени. По его словам, за последние два месяца были вынуждены уволиться журналисты М. Осмон уулу, А. Абдылдаев, К. Токтобаева и дизайнер Э. Адиев.

Одной из главных причин их ухода стало притеснение молодых кадров. Подготовленные ими материалы публиковались в сокращенном варианте или вовсе не попадали в печать. Сейчас в редакции газеты «Ош жанырыгы» остались журналисты, средний возраст которых составляет 50 лет.

 

Декабрь, 01

Государственная телерадиокомпания (ГТРК) (г. Бишкек)

Кыргызскоязычная газета «Агым» (№ 78, 28.11.2006 г.) сообщает, что в Государственной телерадиокомпании усилилось преследование журналистов, которые поддерживают требования движения «За реформы!». Как сообщает «Агым», во второй половине ноября 2006 года из-за давления со стороны руководства ГТРК вынуждена была уволиться молодой журналист Жылдыз Курманалиева. А корреспондент отдела радионовостей Жылдыз Жаманкулова на планерке 27 ноября выразила свое несогласие с политикой, проводимой руководством госканала, и отказалась работать в существующих условиях.

 

Декабрь, 01

Омурбек Текебаев, депутат Жогорку Кенеша КР (г. Бишкек)

«Политическое преследование в стране стало привычным явлением», - приводит слова депутата Жогорку Кенеша КР Омурбека Текебаева кыргызскоязычная газета «Апта» (№ 35, 30.11.2006 г.). «В качестве доказательства этому депутат, в частности, привел факты оказания давления на телерадиокомпанию «Пирамида», отключения «НТС» от энергоснабжения, вывод из строя технических средств Жалалабатской телерадиокомпании «Сентябрь», - сообщает «Апта». «Но кто стоит за этими преследованиями - пока неясно», - отмечает О. Текебаев.

 

Декабрь, 06

Адахан Мадумаров, государственный секретарь КР (г. Бишкек)

6 декабря 2006 г. на встрече с преподавателями и студентами Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева государственный секретарь КР Адахан Мадумаров подверг критике работу кыргызстанских СМИ, - сообщает ИА «Кабар».

«В СМИ в большинстве случаев появляется информация отрицательного характера. Пишут об убийствах, скандалах, публикуют комментарии не знающих и не понимающих людей о программе HIPC (Heavily Indebted Poor Countries – Программа по списанию долгов для бедных стран) и принятии новой Конституции КР. В результате чего страна поделилась на две части - «за» и «против» программы HIPC», - отметил А. Мадумаров. По его словам, в Казахстане или США нет распущенности СМИ, там освещают какие-то позитивные стороны развития страны, говорят об истории государства, различных достижениях, то есть СМИ, как и государство, укрепляют идеологию страны. «Друзья» Кыргызстана в лице США толкают страну в сторону демократии, где царит свобода слова, но мы не становимся богаче и сытнее от этой демократии», - добавил он.

В своем выступлении госсекретарь КР отметил важную роль СМИ в формировании государственной идеологии в стране. «Мы являемся единым государством, где есть единство и идеология, которые являются основными элементами развития страны, а стабильность и устойчивость укрепляют государственность Кыргызстана. СМИ должны не расшатывать процесс укрепления государственности, а объединять общество», - заявил А. Мадумаров.

 

Декабрь, 07

ОО «Журналисты» (г. Бишкек)

Из новой редакции Конституции КР исключена норма, запрещающая цензуру, которая имелась в предыдущей редакции главного закона страны (ст.ст. 16 п.10). Общественное объединение «Журналисты» считает, что отсутствие конституционной нормы, которая прямым образом запрещает цензуру, несмотря на наличие в Конституции КР нормы, не допускающей принятие законов, ограничивающих свободу слова и печати, может привести в дальнейшем к появлению в той или иной форме практики цензуры, что, по сути, является ограничением свободы слова.

Новая Конституция была принята Жогорку Кенешем КР 8 ноября 2006 года, подписана Президентом КР 9 ноября 2006 года. Однако широкие массы смогли непосредственно ознакомиться с содержанием новой Конституции КР только 6 декабря 2006 года, когда она была опубликована в государственной газете «Эркин-Тоо».

 

Декабрь, 08

Омурбек Бабанов, депутат Жогорку Кенеша КР, один из владельцев ТРК «НТС» (г. Бишкек)

«Сегодня Служба национальной безопасности стала рычагом давления на независимые СМИ в Кыргызсатне», - заявил депутат Жогорку Кенеша КР Омурбек Бабанов на пресс-конференции в информагентстве «24.kg», которая прошла 7 декабря 2006 г.

По словам парламентария, «разграбление квартиры генерального директора телеканала «НТС» Бактыгуль Жеенбаевой 6 декабря 2006 г. - не что иное, как гонения и давление на инакомыслящих». Также О. Бабанов считает, что «репрессивные методы давления на свободу слова» последовали после того, как телеканал в дни проведения митингов оппозиции в Кыргызстане давал беспристрастную и неангажированную информацию обо всем происходящем, что не понравилось президенту страны и его окружению.

Поясним, что телеканал «НТС» со 2 по 8 ноября 2006 г. под рубрикой «Без комментариев» в режиме нон-стоп давал видеосъемку событий, происходящих на Центральной и старой площадях Бишкека, а также в регионах. А вечером 6 декабря 2006 г. была ограблена квартира генерального директора телеканала «НТС» Б. Жеенбаевой. Преступники взяли золотые украшения. Сама же пострадавшая считает, что они искали что-то другое.

 

Декабрь, 14

СМИ Ошской области (г. Ош)

Подписчиков на прессу, издающуюся в Оше, с каждым годом становится все меньше. Об этом сообщила областная газета «Эхо Оша» в заметке «Народ газеты не читает... за исключением почтовиков».

«Всем нынче не до газет, - говорится в заметке. - Нет денег, нет работы, политическая и экономическая обстановка в стране тревожит умы, будущее - в тумане». Сотрудники подписного отдела Ошского филиала государственного предприятия «Кыргызпочтасы» вынуждены были продлить подписную кампанию до 29 декабря 2006 г. Данных о количестве подписчиков они пока не дают. Тираж всех областных государственных газет, издающихся на трех языках - кыргызском, русском и узбекском, за последние годы резко упал.

 

Декабрь, 15

Жылдыз Муслимова, экс-вице-президент ГТРК (г. Бишкек)

«Безусловно, Государственная телерадиокомпания должна получить статус национальной и должна быть преобразована в общественный канал», - считает Жылдыз Муслимова, после мартовских событий 2005 года в течение 9 месяцев руководившая государственным радио. Об этом она говорит в своем интервью газете «Жаны Ордо» («Жаны Ордо», №43, 15.12.2006 г.). «Если мы и вправду хотим построить истинное демократическое государство, то у нас должен быть общественный канал, который был бы независим от смены властей», - считает она.

 

 

4. Действия журналистов по защите своих гражданских и профессиональных прав

 

Декабрь, 04

«Институт Медиа Представителя», ОО «Интерньюс» (г. Бишкек)

4 декабря 2006 года в Бишкеке состоялся Центрально-азиатский медиа-форум, посвященный развитию общественного телевидения в Кыргызстане. Мероприятие было организовано общественным фондом «Институт Медиа Представителя» и общественным объединением «Интерньюс» и собрало гостей из дальнего зарубежья и регионов Кыргызстана.

Основной целью форума являлось предоставление актуальной информации о современном состоянии общественного телевидения. Участников ознакомили с примерами реализации возможностей общественного телевидения в странах СНГ и Восточной Европы. В числе приглашенных были представители регулирующих органов в секторе СМИ Кыргызстана, администрации Президента КР, правительства, парламента, руководители ГТРК.

В ходе мероприятия было отмечено, что вопрос создания общественного ТВ в КР особенно остро встал в 2005 году, в преддверии мартовских событий и в период избирательной кампании в парламент. Позже, в период своей предвыборной кампании, кандидат в президенты КР Курманбек Бакиев пообещал реформировать государственный телеканал в общественное телевидение и радио. Однако в последующем он стал всячески оттягивать этот процесс. В частности, в середине сентября 2006 года К. Бакиев наложил вето на законопроект «О государственной телерадиовещательной компании», который был принят депутатами парламента КР 8 июня 2006 года и предполагал переход государственной компании в формат общественного телевидения.

 

Декабрь, 04

Телеканал «Сентябрь» (г. Жалалабат)

В Жалалабатской области возобновил свое вещание независимый телеканал «Сентябрь», - сообщает Кыргызское национальное информационное агентство «Кабар». Канал отныне будет транслировать программы «Первого канала» по всему региону.

Президентом независимого телеканала «Сентябрь» является Асылбек Текебаев - брат известного оппозиционного политика, депутата Жогорку Кенеша КР Омурбека Текебаева. По словам А. Текебаева, в скором времени «Сентябрь» планирует выпускать собственные новостные программы.

Отметим, что телеканал «Сентябрь» прекратил свою работу месяц назад по техническим причинам.

 

Декабрь, 05

Камиль Рузиев, правозащитник (г. Каракол)

5 декабря 2006 года в городе Каракол Иссык-Кульской области правозащитники провели «круглый стол», где обсуждали вопрос об отмене тех статей Уголовного кодекса КР, по которым журналистов можно осудить за профессиональную деятельность. Об этом сообщает наш региональный корреспондент.

«Сотрудников СМИ стали чаще привлекать к ответственности по статьям «Клевета» или «Оскорбление». Уже несколько журналистов побывали в местах лишения свободы за распространение якобы недостоверной информации о деятельности тех или иных государственных органов», – заявил в своем выступлении правозащитник Камиль Рузиев. По его словам, именно поэтому в стране стартовала Национальная кампания под названием «Декриминализация ответственности СМИ за клевету».

По итогам «круглого стола» был подписан меморандум об отмене статей 127 и 128 Уголовного кодекса КР, который будет передан на рассмотрение депутатов Жогорку Кенеша КР.

 

Декабрь, 06

Эркин Кожогелдиев, главный редактор газеты «Жаны заман акыйкаты» (г. Ош)

6 декабря 2006 года в г. Ош представители ряда политических партий, общественных объединений и НПО распространили обращение в защиту и поддержку главного редактора газеты «Жаны заман акыйкаты» Эркина Кожогелдиева.

В обращении сказано, что главный врач Ошской областной объединенной клинической больницы Т. Абдимомунов требует взыскать с редакции газеты 2 млн. сомов ($ 52 500), а также закрыть это печатное издание. «Это противоречит демократическим принципам, учитывая, что Кыргызстан является членом ООН, ОБСЕ, - говорится в документе. - Если в СМИ появляются критические статьи, нужно опираться на акты гражданского законодательства».

Также авторы обращения отмечают, что негосударственная газета «Жаны заман акыйкаты» всегда старается освещать темы, связанные с негативными фактами, а ее главный редактор Э. Кожогелдиев является честным и принципиальным журналистом.

 

Декабрь, 21

Общественный Фонд «Media Union» (г. Бишкек)

В Бишкеке стартует Первый республиканский радиофестиваль «Мы делаем радио-2007». Об этом 18 декабря 2006 года сообщил сайт «Интерньюс-Кыргызстан». По замыслу организаторов мероприятия - Общественного Фонда «Media Union» - радиофестиваль позволит повысить авторитет радио как оперативного и достоверного источника информации, будет стимулировать профессиональный рост региональных вещателей. Победитель сможет пройти стажировку на одной из международных радиостанций.

Как сообщает председатель «Media Union» Алексей Сидоров, также в 2007 году планируется открытие специализированного радиопортала. Он должен будет способствовать развитию радиовещания в Кыргызстане, предоставляя возможность региональным и столичным радиостанциям публиковать свои новости, получать быстрый доступ к информационным ресурсам, обмениваться опытом по организации вещания и эксплуатации техники и т.д.

 

Декабрь, 25

Азамат Жетписбаев, корреспондент радио «Азаттык» (г. Бишкек)

23 декабря 2006 года кыргызские НПО распространили обращение к лидерам независимых молодежных движений Казахстана и ОБСЕ, где они выступают против ареста корреспондента радио «Азаттык» Азамата Жетписбаева, считая его политическим заказом высшего руководства Казахстана, - сообщило информационное агентство «АКИpress».

В обращении говорится, что гражданин Казахстана А. Жетписбаев - активный молодежный Казахстанский оппозиционный деятель, в 2005 году, был объявлен в розыск департаментом финансовой полиции Астаны по ст. 177 ч.2 УК РК (Мошенничество). Его обвиняют в нецелевом использовании финансовых средств во время выборной компании маслихата. Скрываясь от репрессий со стороны властей вместе со своим другом Махамбетом Абжаном он приехал в Кыргызстан. М. Абжан был задержан в Бишкеке кыргызскими силами правопорядка и экстрадирован в Казахстан. А. Жетписбаев остался в Кыргызстане, активно включился в защиту своего арестованного товарища. Позже стал работать на радио «Азаттык», освещая политические события в Кыргызстане и Казахстане. 15 декабря 2006 года он приехал в Алматы для участия в конференции «Демократическое движение в Казахстане и других постсоветских государствах: истоки, эволюция и перспективы». Тогда он и был арестован сотрудниками финансовой полиции по городу Алматы.

По словам руководителя Фонда «Журналисты в беде» Розланы Таукиной, к А. Жетписбаеву не допускается адвокат, что является грубейшим нарушением как казахстанского, так и международного законодательства. Более того, ему не было предъявлено даже обвинение, в настоящее время он находится в СИЗО г. Алматы. Фонд «Журналисты в беде» не сомневается, что арест А. Жетписбаева продиктован политическими мотивами.

В связи с этим НПО Кыргызстана обращаются ко всем лидерам молодежи Казахстана и ОБСЕ с просьбой встать на защиту А. Жетписбаева.

 

 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

 

1. Причинение вреда здоровью журналиста

 

Декабрь, 01

Хаким Юсупов, исполнительный директор независимой телекомпании «Антен ТВ» (г. Каракол)

Вечером 30 ноября 2006 г. в здании независимой телекомпании «Антен ТВ» города Каракол Иссык-Кульской области был избит исполнительный директор этой компании Хаким Юсупов, - сообщило информационное агентство «24.kg».

В результате вспыхнувшего между Юсуповым и тремя гражданами конфликта 23-летний руководитель получил легкие травмы. Ведется расследование.

 

КОММЕНТАРИЙ

Для того чтобы дать правовую оценку действиям правонарушителей, необходимо исходить из степени тяжести причиненного здоровью журналиста вреда, что определяется только на основании заключения судебно-медицинской экспертизы.

В действующем Уголовном кодексе КР имеется ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за причинение вреда здоровью, а строгость уголовного наказания зависит от умысла правонарушителей и степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего.

Кроме того, если действия нападавших были вызваны желанием помешать журналистскому расследованию, то при определении степени вины необходимо руководствоваться несколькими статьями УК Кыргызской Республики в том числе ст. 151 УК КР Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.

При этом следует отметить, что уголовные дела по преступлениям небольшой тяжести, в соответствии со статьей 66 УК КР и статьей 29 УПК КР, могут быть прекращены за примирением сторон.

Учитывая вышеизложенное, Х. Юсупов вправе обратиться в органы внутренних дел с заявлением.

 

 

2. Хищение имущества журналиста

 

Декабрь, 07

Бактыгуль Жеенбаева, генеральный директор телеканала «НТС» (г. Бишкек)

Вечером 6 декабря 2006 г. была ограблена квартира генерального директора телеканала «НТС» Бактыгуль Жеенбаевой, - сообщает ИА «АКИpress».

По словам продюсера телеканала Бермет Турдуниязовой, когда Б. Жеенбаева вернулась домой после работы, она обнаружила, что входная дверь открыта и в доме наблюдается беспорядок. Жеенбаева вызвала милицию и съемочную группу телеканала «НТС», зафиксировавшую происшествие на видео.

Б. Жеенбаева сообщила, что ничего не пропало, кроме золотых украшений. Грабители не тронули бытовую технику и другие ценные вещи. Жеенбаева считает, что преступники искали что-то другое.

 

КОММЕНТАРИЙ

Согласно Конституции Кыргызской Республики собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своей собственности.

В данном случае действия злоумышленников следует квалифицировать по части 4 статьи 164 УК КР, которая гласит, что кража, то есть тайное хищение чужого имущества с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

 

 

3. Нарушение жилищных прав журналиста

 

Декабрь, 14

Толонбай Жакшыбаев, главный редактор газеты «Кок монгу» (г. Ош)

Ошский городской суд вынес решение о выселении главного редактора негосударственной экологической газеты «Кок монгу» Толонбая Жакшыбаева и членов его семьи из квартиры без предоставления им другого жилого помещения. Об этом Жакшыбаев сообщил нашему региональному корреспонденту. Истцом против главного редактора газеты «Кок монгу» выступило Управление муниципальной собственности г. Ош.

По словам Т. Жакшыбаева, он получил эту квартиру в 1999 году, когда занимал пост пресс-секретаря губернатора Ошской области. «Эта квартира по праву принадлежит мне, и я буду отстаивать свои права на нее, - говорит Т. Жакшыбаев. – Судебное решение, вынесенное 14 ноября 2006 года судьей Р. Кожомкуловым, является несправедливым, в связи с чем я намерен его обжаловать в апелляционном порядке в Ошском областном суде».

Вышеуказанная квартира была предоставлена Т. Жакшыбаеву в связи с его служебной деятельностью, а в 2001 году, после освобождения Жакшыбаева от должности, - передана в муниципальную собственность мэрии г. Ош.

 

КОММЕНТАРИЙ

Действительно, в соответствии со статьей 111 Жилищного кодекса Кыргызской Республики рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, подлежат выселению из служебного жилого помещения совместно со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.

При этом необходимо соблюдать требования статьи 112 Жилищного кодекса КР, которая гласит, что из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены:

- лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет;

- лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими им это помещение;

- лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;

- пенсионеры по старости, персональные пенсионеры и другие лица согласно действующему законодательству.

Таким образом, если в рассматриваемом случае были нарушены вышеуказанные требования закона, выселение Т. Жакшыбаева незаконно.

 

 

4. Нарушения хозяйственных прав СМИ

 

Декабрь, 22

Газета «Эхо Оша» (г. Ош)

Областная газета «Эхо Оша» вновь находится на грани закрытия. Причину этого коллектив газеты видит в «полнейшем равнодушии учредителя – госадминистрации Ошской области», - сообщает информагентство «24.kg». По мнению сотрудников газеты, нынешний губернатор области Жанторо Сатыбалдиев, также как и прежний – Адам Закиров, «бросает издание на произвол судьбы».

Согласно Указу Президента КР Курманбека Бакиева от 8 декабря 2005 года «Об акционировании издательских домов (редакций) «Слово Кыргызстана», «Кыргыз Туусу», а также редакций областных газет, учрежденных областными государственными администрациями», газета «Эхо Оша» была переведена на корпоративный метод управления.

«В результате государственное издание, отправленное в свободное плавание, лишилось и без того мизерного бюджетного финансирования», - считают журналисты. Они отмечают, что такая ситуация с государственными печатными органами сложилась только в Ошской области. Губернаторы других областей продолжают оказывать материальную и моральную поддержку своим газетам. «Эхо Оша» в последнее время держалась лишь за счет заработанных на подписке и рекламе средств, которые почти полностью шли на покрытие полиграфических расходов и уплату налогов.

 

Декабрь, 25

СМИ Жалалабатской области

Государственные СМИ Жалалабатской области находятся на грани банкротства, - сообщает наш региональный корреспондент. По словам сотрудников этих СМИ, главных виновников сложившейся ситуации надо искать среди чиновников областной администрации и организаций почтовой связи.

Жалалабатская областная государственная телерадиокомпания (ЖТРК) задолжала около миллиона сомов за коммунальные и другие услуги. По словам исполняющего обязанности руководителя телерадиокомпании Рыспая Жумабекова, в течение 2006 года из местного бюджета на расходы ЖТРК было выделено 2 миллиона 82 тысячи сомов ($54800), из них 800 тысяч сомов ($21000) телерадиокомпания не получила до сих пор. При этом выделяемые средства далеко не покрывают всех расходов ЖТРК. Руководство телерадиокомпании обратилось в областную администрацию с просьбой выделить в 2007 году не менее 3,5 миллионов сомов ($92100), чтобы покрыть текущие расходы компании.

Редакция областной газеты «Акыйкат» до сих пор не может получить свои деньги в размере 250 тысяч сомов ($6600) от областного отделения государственного предприятия «Кыргызпочтасы». При этом почтовики даже приблизительно не могут сказать, когда погасят свой долг перед редакцией газеты. По словам сотрудников редакции, если из бюджета не будут выделены дополнительные средства, газета будет вынуждена закрыться, а они останутся без работы. Не может получить с почтовиков свой долг в размере 72 тысяч сомов ($1900) и узбекскоязычная газета «Жололобод тонги». Журналисты считают, что 2007 год для СМИ Жалалабата будет сложным.

 

Декабрь, 26

Газета «Ош садоси» (г. Ош)

Областная государственная узбекскоязычная газета «Ош садоси» продолжает испытывать финансовые трудности и уже находится на грани закрытия. Об этом нашему региональному корреспонденту сообщил заместитель главного редактора издания Ахмаджан Махаммаджанов.

«Нам сообщили из государственной администрации Ошской области, что в бюджете на 2007 год не заложена статья расходов на выпуск областных газет, - говорит Махаммаджанов. – В финансировании нам отказывают, но в то же время наш учредитель не отпускает нас «в свободное плавание».

Отметим, что учредитель газеты - государственная администрация Ошской области - в последние годы покрывала лишь типографские расходы, а средства на выплату заработной платы и гонораров, аренду помещения и оплату коммунальных услуг редакция изыскивала собственными силами. По мнению журналистов, приостановление даже частичного финансирования газеты приведет к ее закрытию и увеличит число безработных.

 

КОММЕНТАРИЙ

Несмотря на то, что указ об акционировании двух республиканских и всех областных государственных изданий был издан Президентом КР без малого год назад, никаких действий по претворению в жизнь положений указа предпринято не было. Через семь месяцев после издания этого указа, т.е. 19 июля 2006 года, распоряжением премьер-министра КР Феликса Кулова была создана рабочая комиссия, которая должна была заниматься проведением акционирования издательских домов (редакций) газет «Слово Кыргызстана» и «Кыргыз Туусу». Однако никаких дальнейших шагов не последовало. Ситуация с приватизацией госизданий также осложнилась заявлением главных редакторов десяти государственных газет Кыргызстана, сделанным 4 августа 2006 года, в котором они призвали Президента КР К. Бакиева отказаться от идеи акционирования государственных газет. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что власти не желают выпускать из своих рук орудие идеологического воздействия на население, а госиздания не хотят выходить из-под удобной для них опеки государства.

Что касается задолженности государственного предприятия «Кыргызпочтасы» перед газетами, то при условии наличия между указанными правосубъектами соответствующих договоров ГП «Кыргызпочтасы» обязано выполнить возложенные на него договорные обязательства. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора одной стороной, как это и произошло в рассматриваемых случаях, другая сторона вправе требовать от нее надлежащего исполнения договора и взыскать все убытки, вызванные таким неисполнением/ненадлежащим исполнением, включая упущенную выгоду.

 

 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СМИ И ЖУРНАЛИСТАМ

 

1. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из фактов публикации определенных сведений

 

Декабрь, 01

Газета «Агым» (г. Бишкек)

Газета «Агым» (№ 78 от 28.11.2006 г.) сообщила, что 27 ноября 2006 года редакция получила предостережение от прокурора Ленинского района Бишкека А. Солпиева. Причиной послужила публикация в газете 17 ноября 2006 года материала, в котором была процитирована стенограмма совещания, якобы проведенного Президентом КР К. Бакиевым с премьер-министром Ф. Куловым, госсекретарем А. Мадумаровым, руководителем администрации Президента КР М. Абдылдаевым и первым вице-премьер-министром Д. Усеновым.

Согласно примечанию редакции, публикация «стенограммы» являлась шуткой-пародией. Об этом газета сообщила в том же номере, правда, на другой странице. Однако, по мнению районной прокуратуры, «предисловие редакции к публикации создает ложное впечатление у читателя о достоверности приводимых далее сведений». «Все изложенное, а также подобранный коллаж, крайне оскорбительного характера, дискредитируют в глазах общественности президента страны и других должностных лиц государства», - говорится в письме прокуратуры.

Прокурор Ленинского района Бишкека А. Солпиева считает, что газета нарушила требования статьи 23 Закона КР «О СМИ», согласно которой распространение в СМИ материалов, нарушающих нормы гражданской и национальной этики и посягающих на честь и достоинство личности, недопустимо.

 

Декабрь, 08

Газета «Агым» (г. Бишкек)

7 декабря 2006 г. владелец кыргызскоязычной газеты «Агым», депутат парламента КР Мелис Эшимканов сообщил, что энергетики предъявили газете иск на сумму 6 млн. сомов ($156 000).

По словам М. Эшимканова, иск газете предъявили так называемые «энергобароны» - Балкибеков, Шершов и другие. «Они подали на нас в суд за то, что мы опубликовали официальный документ комиссии, созданной премьер-министром КР Феликсом Куловым, где перечисляются допущенные нарушения в системе энергетики», - сообщил М. Эшимкулов. Предъявленная сумма иска означает окончательное закрытие газеты.

 

Декабрь, 08

Дамир Эсеналиев, исполняющий обязанности начальника Бакайатинского РОВД (г. Талас)

7 декабря 2006 года начальник Таласского областного ОВД, полковник милиции Айтбек Рысалиев сообщил нашему региональному корреспонденту, что исполняющий обязанности начальника Бакайатинского РОВД Дамир Эсеналиев намерен подать в суд на газету «Агым».

По словам А. Рысалиева, причиной такого намерения стала информация, опубликованная в газете «Агым» (№77), в которой говорилось, что Д. Эсеналиев якобы имеет непосредственное отношение к таласской организованной преступной группировке, поэтому сотрудники милиции против назначения Д. Эсеналиева на должность начальника РОВД.

По мнению А. Рысалиева, опубликованная в газете «Агым» информация не соответствует действительности. «Дамир Эсеналиев является профессионалом своего дела и известен как милиционер, который на протяжении многих лет борется с преступниками», - считает А. Рысалиев.

 

Декабрь, 12

Владислав Абылгазиев, помощник депутата Жогорку Кенеша КР Кадыржана Батырова

Случаев, когда журналисты вводят в заблуждение своих читателей, много, - считает Владислав Абылгазиев, помощник депутата Жогорку Кенеша КР Кадыржана Батырова. Он, в частности, недоволен статьей «Омурбек Текебаев уже не депутат?», опубликованной в столичной газете «МСН» 8 декабря 2006 г. «Говорить о недовольстве избирателей Сузакского избирательного округа своим депутатом и ставить фамилию К. Батырова сам по себе факт нелицеприятный. Известно, что К. Батыров - депутат Жогорку Кенеша КР от Жалалабатского избирательного округа №30», - отмечает В. Абылгазиев.

По его словам, журналисты не в первый раз допускают подобную ошибку в отношении депутата. Так, летом 2006 года по каналу Государственной телерадиокомпании было показано интервью избирателя из села Масадан, и следом прозвучала фамилия «Батыров». «Налицо явный монтаж и фальсификация, т.к. Масадан входит в Сузакский избирательный округ. Сам избиратель фамилии своего депутата не называл, но редакция решила дополнить его выступление, начав с фамилии Батырова», - отмечает В. Абылгазиев.

 

Декабрь, 20

Табыш Назаркулов, собственный корреспондент информационной программы «Кыргызстан» по Таласской области (г. Талас)

19 декабря 2006 года заместитель директора Таласской областной объединенной больницы Рустам Байгараев сообщил нашему региональному корреспонденту, что собственный корреспондент информационной программы «Кыргызстан» Государственной телерадиокомпании (ГТРК) по Таласской области Табыш Назаркулов в своем сюжете о питании больных в таласских областных больницах якобы предоставил только негативную и недостоверную информацию. По словам Р. Байгараева, журналист не дал комментарий директора объединенной больницы Замира Момбекова об успехах в обеспечении больных питанием. «В связи с этим мы обратились к другим СМИ для объективного освещения ситуации в этой сфере. Что касается Т. Назаркулова, то мы недовольны уровнем его профессионализма», - отметил Р. Байгараев.

Однако Т. Назаркулов опровергает заявление врачей. По словам журналиста, он предоставил материал, основанный только на достоверных фактах, а также включил в него комментарий директора объединенной больницы З. Момбекова. «Этот сюжет получил огромный резонанс по всей республике. Поэтому руководство объединенной больницы пытается выставить меня виновным, говоря, что я предоставил однобокую информацию», - пояснил Т. Назаркулов.

 

Декабрь, 21

Эркин Кожогелдиев, главный редактор газеты «Жаны заман акыйкаты» (г. Ош)

Главный врач Ошской областной объединенной клинической больницы Токтомамат Абдимомунов, обратившийся с иском против главного редактора газеты «Жаны заман акыйкаты» Эркина Кожогелдиева, предлагает журналисту мировое соглашение. Об этом 21 декабря 2006 года нашему корреспонденту сообщил Э. Кожогелдиев. «Т. Абдимомунов в который уже раз не приходит на судебные заседания в Ошский городской суд. Через своего адвоката он уже несколько раз передавал предложение о заключении мирового соглашения, если я опубликую опровержение в газете. Однако я не намерен этого делать и докажу его причастность к коррупции», – говорит Э. Кожогелдиев.

Напомним, что Т. Абдимомунов считает, что сведения о нем, приведенные в статье «Абдимомуновго алы жете турган адам жокпу, ыя?» («Жаны заман акыйкаты», №7, 21.07. 2006 г.), не соответствуют действительности и наносят ему моральный ущерб. Он требует взыскать с редакции газеты «Жаны заман акыйкаты» 2 млн. сомов (около $ 52 тыс.), опубликовать опровержение, закрыть это печатное издание, а также привлечь журналиста к уголовной ответственности по статьям 127, 128 (клевета и оскорбление) Уголовного кодекса КР.

Т. Абдимомунов обратился в суд с заявлением против Э. Кожогелдиева 25 августа 2006 года. Первое судебное слушание было назначено на 4 сентября 2006 года. Однако затем судебные слушания несколько раз переносились, в основном, из-за неявки истца. Последний раз судебное заседание было назначено на 8 декабря 2006 года, но и оно не состоялось из-за неявки Т. Абдимомунова.

 

КОММЕНТАРИЙ

В соответствии со ст.17 Закона КР «О средствах массовой информации» гражданин или организация вправе требовать от средств массовой информации опровержения обнародованных сведений, не соответствующих действительности или порочащих их честь и достоинство.

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на опровержение или публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации.

Опровержение или ответ публикуются в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение; в газетах - не позднее месяца со дня поступления требования, в иных периодических изданиях - в очередном выпуске. В случае отказа в опровержении сообщения заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

Согласно статье 27 Закона КР «О средствах массовой информации» моральный (неимущественный) вред, причиненный личности, гражданину, а также организации в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство личности, гражданина или организации, либо причинивших им иной неимущественный ущерб, подлежит возмещению по решению суда средством массовой информации в порядке, установленном законом. Размер возмещения морального (неимущественного) вреда в денежном выражении определяется судом.

Виды и пределы ответственности журналистов за распространение недостоверных порочащих сведений определены законодательством Кыргызской Республики и могут быть в каждом конкретном случае установлены только судом.

При этом бремя доказывания достоверности опубликованных сведений закон целиком возлагает на распространителя сведений, то есть средство массовой информации и автора. В соответствии со ст.60 Гражданско-процессуального кодекса Кыргызской Республики истец сам должен доказать факт нарушения своих личных неимущественных прав.

Также необходимо учитывать, что, согласно ст. 26 Закона КР «О средствах массовой информации», органы средств массовой информации не несут ответственности за распространение в средстве массовой информации сведений, не соответствующих действительности:

а) если эти сведения содержались в официальных документах и сообщениях;

б) если они получены от информационных агентств или пресс-служб государственных и общественных органов;

в) если они являются дословным воспроизведением публичных выступлений;

г) если они содержались в выступлениях граждан, идущих в эфир без предварительной записи.



[17.10.11] Обращение по безопасности журналистики - В память о погибших журналистах

[17.12.10] Обращение представителей гражданского общества по «Пятому каналу»

[27.09.10] Обращение журналистов в связи с давлением узбекских властей на журналистов этой страны

[02.09.10] Обращение медиа-организаций Кыргызстана по делу Улугбека Абдусаламова

[04.05.10] Заявление о положении средств массовой информации в Кыргызской Республике

[26.04.10] Медиа организации обращаются к СМИ Кыргызстана с просьбой соблюдать Этический кодекс журналиста

[15.04.10] Обращение медиа организаций к Временному правительству КР

[14.04.10] Обращаемся к представителям CМИ

[13.03.10] Заявление медиа организаций Кыргызстана по поводу ограничения доступа к информации в стране

[29.01.10] Обращение к журналистам и СМИ

БИЗНЕС-НОВОСТИ
[28.12.17] Открытие расчетного счета: этапы

[29.09.17] Комфортный онлайн-портал покупки авиабилетов

[20.07.16] Если я ищу работу в Алчевске, то делаю так

[13.01.16] Преимущества путешествий авиатранспортом

[10.04.15] Увидел свет новый японский автомобиль Datsun mi-DO

[19.12.14] В Питере заработала выставка восковых кукол

[25.11.14] Что посетить в Петрозаводске: фестиваль, ледяные скульптуры, достопримечательности

[04.09.14] Эффективный снос зданий – прерогатива профессионалов

[25.07.14] Массажные салоны для мужчин и их особенности

[27.11.13] Вновь об Евразийстве

dem
Кыргыз маданият борбору
НАВЕРХ
Проект "Защита демократических принципов свободы слова в странах Центральной Азии"
E-mail: monitor@elcat.kg